Мама-кенгуру
Еще 8 статей на тему: Любопытные факты о младенцах
Шкала Апгар Младенцы манипулируют улыбками мам Шесть чудес света В Америке родился младенец весом 6 кг — и он очень славный Как помогать и как не помогать маме новорожденного Цивилизация выжила благодаря женщинам Знаки и жесты, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка Необычные факты о новорожденныхМама-кенгуру
Настоящее сказочное чудо случилось почти два года тому назад, 25 марта 2010 года в австралийском Сиднее. Как это обычно бывает в сказке со счастливым концом, сначала все было плохо, и даже очень.
В этот день у беременной двойней Кэйт Огг на сроке 27 недель начались преждевременные роды. Через три часа на свет появились девочка и мальчик. С девочкой, которую родители назвали Эмили, с самого начала все было в порядке, а вот с мальчиком, Джэйми, весившим всего около 900 граммов, совсем наоборот. Врачи в течение 20 минут после рождения пытались заставить его дышать, но безуспешно. В конце концов, им пришлось сообщить Кэйт ужасную новость – ее сын умер.
«Доктор спросил меня, выбрали ли мы уже имя для сына, — рассказывала Кэйт пять месяцев спустя, выступая на австралийском канале TVI. – «Я сказала «Джэйми». И он принес мне моего сына, уже завернутого в одеяльце, и сказал: «Мы потеряли Джэйми, мы не смогли его спасти, извините»». Безутешным родителям оставалось только проститься с малышом.
На этом все ужасное и очевидное в этой истории заканчивается и начинается просто невероятное. Совсем не надеясь на чудо, а повинуясь лишь материнскому инстинкту, Кэйт развернула Джэйми, подняла свою рубашку, положила тельце младенца себе на грудь и прижала его к своему телу. По словам Кэйт, Джэйми был как тряпочка. Кэйт и ее муж Дэвид начали говорить с крошечным неподвижным тельцем. «Мы рассказывали ему, как его зовут, что у него есть чудесная сестра Эмили, что мы любим его и будем любить всегда, обо всем на свете,» – вспоминала потом Кэйт.
Она гладила, целовала, ласкала малыша и примерно через пять минут вдруг почувствовала, что его тельце вздрогнуло и начало время от времени подергиваться. Минуты проходили и родители заметили, что движения Джэйми стали более выраженными. Когда они обратили внимание доктора на это обстоятельство, тот уверил Дэвида и Кэйт, что все движения тела их сына носят лишь остаточный рефлекторный характер, на них не стоит обращать внимания, так как младенец мертв.
Даже когда через некоторое время тот судорожно вздохнул, мнение доктора не изменилось. Джэйми, тем временем, начал хватать воздух все более регулярно. Тогда Кэйт выдавила из груди на палец каплю молозива и поднесла палец к ротику Джэйми. Тот сделал сосательное движение, а потом и вообще начал нормально дышать. Медперсонал, по словам Кэйт, несмотря ни на что продолжал упорно отрицать факты и даже не желал подходить к семье, чтобы удостовериться в невозможном – ребенок, объявленный мертвым, жив!
Чудеса, тем временем, продолжались – через пару минут Джэйми открыл глаза, начал поворачивать голову из стороны в сторону, а затем схватил своей ручкой мамин, а потом и папин палец. «Когда доктор, наконец, подошел к нам, он только качал головой и говорил «Это невероятно, я не верю своим глазам, этого просто не может быть», – рассказывала Кэйт. В общей сложности прощание с Джэйми, неожиданно превратившееся во встречу, продлилось более двух часов. К концу этого срока он полностью ожил.
Через пять месяцев семья Огг в полном составе пришла в эфир телеканала TVI, чтобы рассказать о том, как так называемый «метод кенгуру» – контакт кожа-с-кожей между матерью и младенцем – вернул их сына к жизни. Этот метод известен человечеству испокон веку, а особенно распространен в беднейших странах мира, где нет денег на высокотехнологичное выхаживание недоношенных. Ведь новорожденный кенгуренок, появляющийся на свет крошечным и недоразвитым, растет и развивается первые месяцы жизни в живом инкубаторе – материнской сумке, крепко прижатым к телу матери. Для человеческих младенцев роль такого инкубатора играет тепло материнской кожи.
Научно доказано, что непосредственный контакт с мамой эффективно спасает недоношенных от гипотермии. Исследования, проведенные учеными из Каролинского института в Стокгольме, показали, что за четыре часа температура тела 90 процентов недоношенных, находившихся в маминых объятиях, достигла нормальных значений, в то время как такой результат наблюдался лишь у 60 процентов малышей, помещенных в кювезы.
Кроме того, наблюдение за здоровьем и развитием недоношенных, которые проводили большую часть времени в непосредственном контакте с мамой, показало, что у таких детей выше иммунитет, они в целом спокойнее, лучше спят, едят и вообще лучше развиваются, чем дети, оказавшиеся после преждевременного рождения в кювезах. Большое значение имеет в данном случае не только тепло, исходящее от мамы, но и ее голос, запах, звук ее сердцебиения.
Но в большинстве случаев в цивилизованных странах из-за страха перед инфекциями недоношенные младенцы немедленно помещаются в кювез и мамы лишены возможности даже притронуться к своим детям.
Но, оказывается, и в данном случае у мамы есть возможность помочь малышу. Как показало исследование американских ученых, результаты которого опубликованы в последнем номере The Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine, аудиозапись материнского голоса и стука ее сердца улучшает ритм дыхания и сердцебиения находящегося в инкубаторе недоношенного младенца.
У таких малышей из-за недоразвития дыхательной и сердечно-сосудистой систем часто встречаются такие опасные для жизни осложнения, как апноэ (остановка дыхания, длящаяся более 20 секунд) и брадикардия (периодическое значительное замедление сердцебиения). В ходе эксперимента четырнадцати недоношенным младенцам четыре раза в день проводили сеанс так называемой материнской звуковой стимуляции, то есть включали у них в кювезах запись маминого голоса и ее сердцебиения. И оказалось, что во время таких сеансов малыши дышали ровнее, а их сердечки бились регулярнее.
Это лишний раз показывает, что мама для младенца – источник жизни во всех смыслах. Чем ближе к ней – тем лучше. В сущности, все мамы в душе — кенгуру.
Татьяна Щеглова