«Я» в речи ребенка
Еще 14 статей на тему: Детские возрастные кризисы: как пережить?
Возрастные кризисы Кризис одного года Кризис двух лет Кризис трёх лет Лекция Людмилы Петрановской о кризисе 3 лет Кризис семи лет Что такое строптивость? Как побороть упрямое «Нет» Мамы делятся опытом: как объяснять «нельзя» Управление гневом Детский гнев Противление у детей: вредина, нехочуха, ясам Этот страшный кризис трех лет Что делать, если ребенок стал неуправляемым«Я» в речи ребенка
Дети младше трех лет, как правило, говорят о себе в третьем лице («Возьми Машу на ручки», «Коля не хочет кушать»). Такая форма объясняется тем, что они еще не осознают себя как личность. Кроме того, многие родители, общаясь с малышами, сами говорят о себе в третьем лице («Иди к маме!»), и те на первых порах копируют их. Говорить о себе в первом лице ребенок начинает после кризиса трех лет, когда он начнет осознавать свое «Я».
Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице?
Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он — это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять». До этого он отрицает обращение к себе в иной форме («Я не “ты”, а Саша!»). К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, и в его самосознании происходит радикальное изменение — он начинает понимать: «Мальчик Саша — это я».
Почему ребенок в три года не говорит о себе «Я»?
Строго определенной возрастной нормы не существует, ведь в кризис трех лет каждый ребенок входит индивидуально: кто-то в два с половиной года, а кто-то — ближе к четырем. Однако если все сроки кризиса миновали, а малыш по-прежнему говорит о себе в третьем лице, то в этом случае можно предположить у него задержку нервно-психического развития. Обязательно стоит показать ребенка детскому психологу.
Как лучше обращаться к ребенку — в первом или третьем лице?
В тех семьях, где взрослые с самого начала обращаются к детям в первом лице, и точно так же говорят о себе, малыши минуют «стадию третьего лица», сразу начиная осознавать себя как «Я». В таких случаях, как правило, у ребенка намного легче проходит кризис трех лет (обычно он сопровождается различными проявлениями негативизма: упрямством и даже агрессивностью). Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства.