Обучение чтению: упражнения
Еще 16 статей на тему: Учим ребенка читать: методики, лайфхаки, личный опыт, проверенные системы
«Легче, если по очереди» 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Обучение чтению: c чего начать? Научить ребенка читать по слогам Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать Как научить ребенка читать? Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читать Обучение чтению: давайте попробуем Обучение чтению: методика Марии Монтессори Чтение по буквам по системе «МИР» 9 ошибок в обучении детей чтению Методика Зайцева Методика Зайцева Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина Обучение чтению: методика Николая Зайцева Обучение чтению: историяОбучение чтению: упражнения
Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы:
— выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
— моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
— обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
— в арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.
Изучение слогов
Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами.
Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
— многократно называйте слоги;
— предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
— попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.
Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют «песенки» — слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют» (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
Сочиняйте короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют «песенки» — слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют» (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом, игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог пу!», а сразу за тем — «Скажи ему, какой это слог»).
Изучение звуков
— потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове;
— называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку;
— вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б».щите рифмы к заданным словам. Вы называете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор — забор).
Игры для тех, кто хорошо ориентируется в алфавите и начинает читать слова (за небольшим исключением, это дети от 3 лет)
Соедини буквы
По всей площади листа бумаги, напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке.
Изобразим алфавит
Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните как она выглядит в книге или на карточке.
Я знаю много букв
Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?
Ищем буквы и слова
Первое задание — найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание — найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец.
Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.
Книги:
Лера Кириллова. «Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики»
Глен Доман, Дженет Доман. «Как научить ребенка читать»