Сенсорное развитие малыша

Сенсорное развитие малыша

Для выполнения любого действия человек использует свои органы чувств. Любая деятельность основана на умении распознать цвет, форму, отношение в пространстве предмета относительно человека и других задачах, которые наш мозг должен решить моментально. Когда человек ест, он пользуется обонянием, вкусовые рецепторы передают сигналы в мозг о том, какая пища, при этом мозг должен вспомнить за долю секунды, как нужно пользоваться ложкой или вилкой, как подносить пищу ко рту и что её нужно тщательно пережевывать. Взрослый человек совершенно не задумывается над механизмом приема пищи, ведь его логика, мышление, основанные на опыте и знаниях просто выдают готовый шаблон для действия.

Что такое сенсорика – это умение координировать органы чувств. Поэтому очень важно развивать сенсорное восприятие малыша, чтобы в дальнейшем, с его помощью он мог развить мышление, логику, воображение, координацию, речь, умел анализировать.

Для того, чтобы все эти навыки развивались правильно, необходима устойчивый фундамент знаний об окружающем мире.

Когда начинается сенсорное развитие ребенка

С самого момента рождения. Ребенок получает первые тактильные ощущения через массаж, начинает понимать, что мамины прикосновения равны теплу и заботе, мокрая пеленка – плохо.

Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Начинается сенсомоторная стадия, которая связана с развитием основных навыков, необходимых ребенку, чтобы выжить. Сенсорный опыт очень важен для ребенка, с его помощью он познает окружающий мир: пытается потрогать, потянуть, попробовать на вкус. Первая и единственная реакция у крохи будет крик. Ребенок слушает, понимает интонации, чувствует: мокрое и холодное вызывает неприятие, а вот мамино лицо, звуки её голоса, песни, которые она поет, все это вызывает в ребенке реакцию одобрения, он начинает гулить, улыбаться, дергать ножками.

Сенсорное развитие малыша:

  • Положите яркую игрушку перед малышом, чтобы он обратил внимание на предмет
  • Переворачивайте ее, покажите поближе, дайте потрогать, чтобы он запомнил её образ, двигайте игрушку в разные стороны, чтобы малыш следил за ней глазами
  • Делайте малышу массаж, используйте музыкальные игрушки и погремушки, чтобы ребенок обратил внимание на предмет, заинтересовался им и это побудило его потянуться к предмету
  • Чаще разговаривайте с малышом, называя четко все предметы и свои действия, через вашу речь формируется знание ребенка о мире
  • Пойте малышу песни
  • Включайте спокойную музыку ребенку
  • Покажите малышу, что получится, если ударить два предмета друг об друга
  • Дайте ребенку разные предметы в руки: мягкую игрушку, кофейную чашку, лист бумаги, пусть поверхность у всех предметов будет разная

С помощью родителей малыш накапливает определенный опыт и знания о мире. Родителям очень важно обеспечить ребенка безопасным пространством для освоения новых навыков и новых ощущений. 

Постелите на пол мягкий ковер для тепла и безопасности ребенка, разложите игрушки, пусть малыш ползает от предмета к предмету и рассматривает их, трогает и пробует на вкус. Следующим шагом станет уже шаг настоящий в жизни малыша, тут простор для фантазии расширяется, можно придумать много игр с ребенком, которые направлены на познание, можно и не придумывать ничего, ведь ребенку открылся целый мир в виде квартиры, по которой он может передвигаться сам, как уж тут удержаться и не открыть все шкафы, посмотреть их содержимое. Здесь основной задачей родителя будет обеспечение безопасности малыша, который все будет тянуть в рот, трогать, поэтому убираем на верхние и дальние полки лекарства, бытовую химию, иголки, мелкие конфеты и орехи, все, что способно вызвать удушье, отравление, упасть на ребенка и так далее.

Что предложить ребенку 2-х – 3-х лет?

Пластилин, краски, фломастеры и мелки. Ребенок увлеченно рисует, хоть и не долго, но сам процесс, во время которого он работает с цветом, учится держать кисточку или фломастер в руках, проводит свои первые линии — очень важен для малыша.

Читайте ребенку книги, показывайте формы и цвета, научите считать несколько предметов, все это вполне возможно сделать в двухлетнем возрасте.

Активные игры, если мама занимается дома фитнесом, можно попросить ребенка повторять некоторые движения за мамой, например, прыжки и повороты корпуса (самые простые движения)

Во время еды не забывайте рассказывать ребенку о вкусовых качествах продуктов: сок сладкий, котлета соленая, ягода кислая, используйте много синонимов и прилагательных для обозначения и описания слов.

Что ребенок должен уметь до 3-х лет?

  • Ориентироваться в пространстве
  • Различать большое и маленькое, низкое и высокое
  • Знать основные цвета и формы

Не учите много слов, не заучивайте стихи или тексты, познавайте как можно больше окружающий мир с малышом, чтобы он накопил достаточно опыта и перешел к следующему этапу познания. 

 

Поделиться
Класс

1-3 года

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться