Методика Зайцева
Еще 6 статей на тему: Методика Зайцева: что нужно знать родителям
Кубики Зайцева своими руками Кубики Зайцева: английский язык Кубики Зайцева: отзывы Методика Зайцева Обучение чтению: методика Николая Зайцева Попевки ЗайцеваЕще 16 статей на тему: Учим ребенка читать: методики, лайфхаки, личный опыт, проверенные системы
«Легче, если по очереди» 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Обучение чтению: c чего начать? Научить ребенка читать по слогам Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать Как научить ребенка читать? Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читать Обучение чтению: давайте попробуем Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: упражнения Чтение по буквам по системе «МИР» 9 ошибок в обучении детей чтению Методика Зайцева Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина Обучение чтению: методика Николая Зайцева Обучение чтению: историяМетодика Зайцева
Основатель
Николай Зайцев, советский педагог.
Суть метода
Обучение чтению по складам. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.
Основные идеи
- Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв. Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
- «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И, даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание их названий, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
- По слогам читать сложно.
В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск», вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности. - Человек сначала учится писать, а потом читать.
Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. - Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.
Спорные моменты
- Есть мнение, что методика не развивает у детей фонетический слух. Конечно, ребенок двух лет просто заучивает слоги. Насколько этот процесс затрагивает мыслительные процессы, а не только память – неизвестно.
- Привычка делить слова на пресловутые «склады» не находит поддержки у учителей начальных классов.
- Из-за отсутствия навыков звукового анализа у ребенка в школе возникают трудности при разборе слова по составу и в фонетическом разборе с написанием транскрипции. Приходится переучиваться, а это, согласитесь, очень непросто.
Полезные ссылки
— тут можно купить кубики Николая Зайцева