Люди & Бренды:«Центральный Детский мир»
Еще 9 статей на тему: Люди и бренды: что предложить ребенку
Люди & Бренды: вотчина Деда Мороза Люди & Бренды: Кремлевская елка Люди & Бренды: «Спокойной ночи, малыши!» Люди & Бренды: Кубик Рубика Люди & Бренды: «Lego» Люди & Бренды: Winx Люди & Бренды: шоколад «Аленка» Самые популярные мамы России побывали на родине датского бренда Voksi® Мои слёзы, моя печаль: умер ДецлЛюди & Бренды:«Центральный Детский мир»
Послевоенный бэби-бум заставил власти задуматься о том, во что будут одеваться новые граждане, на чем есть и где спать. Игрушки, пеленки, распашонки, кроватки – любые детские товары были страшным дефицитом. Настоящим спасением для москвичей стало открытие 8 сентября 1947 года на Мясницкой улице первого магазина под названием «Детский мир». Однако этот небольшой одноэтажный магазин – филиал ЦУМа- не справлялся с растущим спросом.
Стройка века
Через шесть лет на месте старинного Лубянского пассажа, открытого еще в XIX веке, развернулось масштабное строительство – метростроевцы под руководством архитектора Алексея Душкина начали возводить здание для «Детского мира». Приказ о строительстве магазина на 700 рабочих мест подписал министр торговли СССР Анастас Микоян, он же надзирал за масштабной стройкой. Поначалу Лубянский пассаж собирались только реконструировать. Но Душкин настоял на сносе и новом строительстве с использованием конструктивных элементов старого здания. За свою идею ему пришлось повоевать со столичными архитекторами, возмущенными уничтожением старинного пассажа. Зато новое монументальное здание, построенное в рекордно короткие сроки, впечатляло. Гигантские арки на четыре этажа, алюминиевые профиля, использовавшиеся впервые, особое стекло – детского универмага такого уровня не было ни в СССР, ни в Европе.
Душкин не был в восторге от навязанного ему строительства. Но его уговорили, а точнее, заставили – лучше кандидатуры, чем он, проектировавший высотку у Красных ворот, вестибюли станций метро «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская», у правительства не нашлось. Все архитекторы-метростроевцы получали специальный допуск к секретным объектам. Огромный детский магазин возводился над станцией метро и рядом со зданием КГБ, так что тут секретность была необходима. Кстати, позже ходил слух (возможно, небеспочвенный), что более половины сотрудников ЦДМ работают на госбезопасность.
Удачный старт-ап
Правительство подгоняло строителей со сроками. 28 июля 1957 в Москве открывался VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Необходимо было показать, как прекрасно живут люди в СССР, какие замечательные у нас магазины, а главное, какое счастливое детство у наших детей. Метростроевцы не подвели – 5 июня 1957 года «Детский мир» заработал. Правда, это официальная дата открытия: еще 1 июня магазин начал обслуживать первых покупателей – строителей.
Новый «Детский мир» сразу же полюбили и дети, и родители. Такого разнообразия товаров не было ни в одном другом магазине страны. Здесь продавались дефицитные индийские джинсы, финские комбинезоны, чешские туфли, немецкие куклы. Только здесь можно было купить сразу все необходимое для школы – от карандашей до школьной формы. Кстати, в 60-е годы в ЦДТ появилась техническая новинка – автоматы по продаже тетрадей, по одной копейке за штуку. Были и другие автоматы, продававшие простые карандаши. Только за первый год существования магазина товарооборот составил 93 миллиона рублей. Огромные деньги по тем временам.
Колготки вместо чулков
Но народ шел сюда не только за тем, чтобы купить ребенку пальто, пижаму или железную дорогу. Это был первый в стране магазин, где внутри бегали эскалаторы. Здесь продавались разные новинки. Например, в 50-х годах появились первые в СССР детские колготки – взамен привычных для того времени, но крайне неудобных, вечно сползавших чулочков на резиночке. Первые детские ботиночки с супинаторами начали производить в СССР на фабрике «Парижская коммуна» по заказу «Детского мира». Обувь на плоской подошве была неудобной, в ней у малышей болели ножки.
ЦДМ первым стал организовывать фокус-группы, приглашая на показы товаров покупателей, которым раздавались специальные бланки. На этих бланках отмечались плюсы и минусы конкретной модели кроватки или сапожек. Все замечания отправлялись адресату – фабрикам, производившим эти товары.
В 1982 году товароведы «Детского мира» заметили, что спрос на изделия московского швейного объединения «Смена» резко упал. Чтобы выяснить причины, в «Детском мире» организовали выставку-продажу этой продукции. Здесь покупатели смогли наконец высказаться – платья и рубашки «Смены» были нефункциональны и немодны, а главное, не нравились детям.
После выставки прошел круглый стол с участием сотрудников «Детского мира», «Смены», Общесоюзного дома моделей одежды, а также представителей госструктур и предприятий. В итоге неказистые платьица были сняты с производства, а ассортимент товаров решили расширить.
Фирменный стиль
Другие новшества, введенные в ЦДМ – рекламные буклеты, приглашения на праздники, а также специальные путеводители по каждому этажу, чтобы любой покупатель, даже из самого глухого села, не потерялся в разнообразии товаров.
Продавцы ЦДМ носили форму с отличительными значками. Для сотрудников выпускалась своя газета «Детский мир» – прообраз будущего корпоративного журнала. Здесь печатались не только поздравления с юбилеями и праздниками, профсоюзные новости, но и критика в адрес руководства «Детского мира». В итоге из-за роста критики в 70-х редактор уволился, а газету закрыли.
Последние годы в центральной части первого этажа, где продавались игрушки, стояла карусель. Но в разные годы экспозиция менялась. Тут был и терем со зверюшками, и Айболит с прыгающими обезьянками. Увидев такую диковинку, дети, мчавшиеся со всех ног к игрушкам, замирали вместе с родителями.
Еще не конец
Когда в 1970-х наступила эпоха тотального дефицита, очереди в «Детский мир» из просто больших превратились в огромные. У магазина писали списки, дежурили ночами, спали на раскладушках, и все для того, чтобы купить ребенку, скажем, манеж. С началом перестройки ЦДМ потерял свой прежний облик. На первом этаже разместился автосалон, а детские товары занимали всего пятую часть площади. В 2008 году магазин закрыли на реставрацию. За это время было представлено несколько проектов возрождения ЦДМ, но ни один в полной мере не устроил общественность. Последний проект, автором которого стал архитектор Павел Андреев, руководивший реконструкцией ГУМа в начале 2000-х и восстановлением «Манежа» после пожара, был предложен всего два месяца назад. Остается только надеяться, что новый срок открытия магазина – конец 2014 года – окажется реальным.
Александра Ульянова