Родительское собрание: инструкция по применению
Еще 8 статей на тему: Семья и школа: как наладить контакт
Как найти общий язык со школой Как наладить отношения с учителем Правила поведения папы на родительском собрании Поздравляем c Днем учителя Второклассник завёл себе вотсап 23 интересных вопроса ребенку вместо безликого «как дела в школе?» Что говорить ребенку перед школой Как понять, что вашему ребенку плохо в школе?Родительское собрание: инструкция по применению
Когда мои дети пошли в сад и в школу, я ненавидела родительские собрания и делала все, чтобы их избежать. Мне казалось, что это вырванные из моей жизни два (а то и больше) часа, скучные и бесконечные. И я все время задавалась двумя вопросами: «Почему я, а не папа, или бабушка?» и «Неужели нельзя все важное сообщить по электронной почте или в электронном дневнике?» А потом я научилась извлекать максимум пользы при минимуме затрат. Рассказываю, как.
Перед собранием: что спросить
Обязательно стоит спросить себя, зачем я иду на собрание. Не «почему», а именно «зачем», то есть какие цели я перед собой ставлю?
Например:
1. Познакомиться с классным руководителем и учителями-предметниками. Что это за люди, какие они? Как они говорят – понятно или пространно? Увлечены ли тем, что делают?
2. Познакомиться с родителями одноклассников. Понять, много ли у вас общего. Может, кто-то живет рядом? Или у кого-то можно будет узнавать уроки в дальнейшем? А может, кто-то окажется родителями лучшего друга вашего ребенка?
3. Получить информацию. Продумайте максимально конкретно, что именно вы хотите узнать. Разделите свои вопросы на блоки: учебный процесс, распорядок дня, развлечения и отдых, покупки и траты (об этом – далее). Отдельный блок вопросов касается вашего собственного ребенка. Что дается ему легко, а что трудно? Над чем стоит поработать? Кто его друзья? Как он отдыхает на переменах?
Примеры вопросов перед родительским собранием
Учебный процесс:
1. По каким критериям делятся дети на группы на уроках иностранного языка? Можно ли перейти из группы в группу?
2. Когда планируются важные контрольные и проверочные работы по ключевым предметам? Каковы критерии оценки?
3. Какую учебную литературу необходимо докупить?
4. Какие требования у предметников к тетрадям? Можно ли использовать тетради с рисунком на обложке? А папку со сменными блоками?
5. Какое расписание уроков?
6. При какой погоде уроки физкультуры проводятся на улице, а при каких – в зале?
Распорядок дня:
1. Расписание звонков;
2. На какой перемене предполагается завтрак или обед?
3. Как и где можно поесть детям, которые приносят еду с собой, а не питаются в школьной столовой?
Развлечения и отдых:
1. Какие игры можно принести в школу, чтобы играть на перемене?
2. Расписание школьных каникул;
3. Планируемые поездки и экскурсии (какие, когда, обязательные или нет).
И так далее, и тому подобное. Составьте свой собственный список и возьмите его на собрание.
Перед собранием: что взять с собой
• Кроме списка обязательно захватите что-то, куда (и чем) вы будете записывать информацию на собрании. Раньше я брала ручку и блокнот, сейчас я все заношу в планшет или ноутбук прямо на собрании. Главное, чтобы записи не потерялись.
• Также важно взять с собой (если не помните наизусть, конечно) номера документов – вашего паспорта и свидетельства о рождении ребенка (или паспорта, если у вас старшеклассник). Вполне вероятно, что понадобится заполнять заявления, в которых потребуется указать эти данные.
На собрании: чем эффективнее, тем быстрее
Итак, собрание начинается, вы раскрыли блокнот, навострили карандаш и приготовили свой список.
Первое. Сядьте так, чтобы вам было удобно записывать (лучше – за парту) и видеть доску и учителя.
Второе. Отключите звук у мобильного телефона. Считайте, что вы пришли на встречу с важными деловыми партнерами.
Третье. Важное правило: сперва слушать, потом спрашивать. На большинство ваших вопросов учитель ответит во время своего выступления – он тоже готовился к собранию. Отмечайте или вычеркивайте те вопросы, на которые получен ответ.
Четвертое. По возможности, записывайте все. Очень часто у меня бывало, что я сперва слушала и думала «потом запишу, если важно». А потом не успевала. Теперь я записываю все подряд, потому что выкинуть ненужную информацию проще, чем добыть прослушанную.
Пятое. Если по ходу объяснения учителя возникают вопросы, не задавайте их сразу, но помечайте в своих записях, подчеркивая или обводя в кружок. Лучше задать их все скопом позже, это заметно экономит время собрания.
Шестое. Слушайте не только «что» говорит учитель, но и «как» он это делает. Помните, мы говорили о том, что одной из целей может быть «узнать учителя»?
Седьмое. Вопросы о своем ребенке лучше задавать тет-а-тет. Во-первых, задавая их в общей части собрания, вы задерживаете других и добавляете им той самой «скучной» части, которая им не нужна. Во-вторых, может оказаться, что какие-то вещи учитель не захочет говорить при всех и правильно сделает. Или, наоборот, вы не захотите их при всех услышать.
Восьмое. В конце собрания посмотрите на свой список вопросов – тот самый, который вы приготовили заранее. Какие остались без ответа? Не забудьте их задать – именно в самом конце.
После собрания
Просмотрите свои записи, определитесь с тем, что требует срочных действий, а что надо учесть на будущее. Если объявлены какие-то даты – до какого числа сдать деньги на поездку или в какой день планируется экскурсия – внесите их в календарь или пришпильте записку на холодильник.
Если на собрании вы узнали что-то неприятное о собственном ребенке, не спешите в тот же вечер устраивать ему разнос. Потерпите хотя бы сутки. Важно, чтобы эмоции улеглись, и важные вопросы решались не сгоряча. Помните, что вы на стороне ребенка.
Юля Гадас