Родительское собрание: инструкция по применению

Родительское собрание: инструкция по применению

Когда мои дети пошли в сад и в школу, я ненавидела родительские собрания и делала все, чтобы их избежать. Мне казалось, что это вырванные из моей жизни два (а то и больше) часа, скучные и бесконечные. И я все время задавалась двумя вопросами: «Почему я, а не папа, или бабушка?» и «Неужели нельзя все важное сообщить по электронной почте или в электронном дневнике?» А потом я научилась извлекать максимум пользы при минимуме затрат. Рассказываю, как.

Перед собранием: что спросить

Обязательно стоит спросить себя, зачем я иду на собрание. Не «почему», а именно «зачем», то есть какие цели я перед собой ставлю?

Например:
1. Познакомиться с классным руководителем и учителями-предметниками. Что это за люди, какие они? Как они говорят – понятно или пространно? Увлечены ли тем, что делают?
2. Познакомиться с родителями одноклассников. Понять, много ли у вас общего. Может, кто-то живет рядом? Или у кого-то можно будет узнавать уроки в дальнейшем? А может, кто-то окажется родителями лучшего друга вашего ребенка?
3. Получить информацию. Продумайте максимально конкретно, что именно вы хотите узнать. Разделите свои вопросы на блоки: учебный процесс, распорядок дня, развлечения и отдых, покупки и траты (об этом – далее). Отдельный блок вопросов касается вашего собственного ребенка. Что дается ему легко, а что трудно? Над чем стоит поработать? Кто его друзья? Как он отдыхает на переменах?

Примеры вопросов перед родительским собранием

Учебный процесс:
1. По каким критериям делятся дети на группы на уроках иностранного языка? Можно ли перейти из группы в группу?
2. Когда планируются важные контрольные и проверочные работы по ключевым предметам? Каковы критерии оценки?
3. Какую учебную литературу необходимо докупить?
4. Какие требования у предметников к тетрадям? Можно ли использовать тетради с рисунком на обложке? А папку со сменными блоками?
5. Какое расписание уроков?
6. При какой погоде уроки физкультуры проводятся на улице, а при каких – в зале?

Распорядок дня:
1. Расписание звонков;
2. На какой перемене предполагается завтрак или обед?
3. Как и где можно поесть детям, которые приносят еду с собой, а не питаются в школьной столовой?

Развлечения и отдых:
1. Какие игры можно принести в школу, чтобы играть на перемене?
2. Расписание школьных каникул;
3. Планируемые поездки и экскурсии (какие, когда, обязательные или нет).

И так далее, и тому подобное. Составьте свой собственный список и возьмите его на собрание.

Перед собранием: что взять с собой

• Кроме списка обязательно захватите что-то, куда (и чем) вы будете записывать информацию на собрании. Раньше я брала ручку и блокнот, сейчас я все заношу в планшет или ноутбук прямо на собрании. Главное, чтобы записи не потерялись.
• Также важно взять с собой (если не помните наизусть, конечно) номера документов – вашего паспорта и свидетельства о рождении ребенка (или паспорта, если у вас старшеклассник). Вполне вероятно, что понадобится заполнять заявления, в которых потребуется указать эти данные.

На собрании: чем эффективнее, тем быстрее

Итак, собрание начинается, вы раскрыли блокнот, навострили карандаш и приготовили свой список.

Первое. Сядьте так, чтобы вам было удобно записывать (лучше – за парту) и видеть доску и учителя.

Второе. Отключите звук у мобильного телефона. Считайте, что вы пришли на встречу с важными деловыми партнерами.

Третье. Важное правило: сперва слушать, потом спрашивать. На большинство ваших вопросов учитель ответит во время своего выступления – он тоже готовился к собранию. Отмечайте или вычеркивайте те вопросы, на которые получен ответ.

Четвертое. По возможности, записывайте все. Очень часто у меня бывало, что я сперва слушала и думала «потом запишу, если важно». А потом не успевала. Теперь я записываю все подряд, потому что выкинуть ненужную информацию проще, чем добыть прослушанную.

Пятое. Если по ходу объяснения учителя возникают вопросы, не задавайте их сразу, но помечайте в своих записях, подчеркивая или обводя в кружок. Лучше задать их все скопом позже, это заметно экономит время собрания.

Шестое. Слушайте не только «что» говорит учитель, но и «как» он это делает. Помните, мы говорили о том, что одной из целей может быть «узнать учителя»?

Седьмое. Вопросы о своем ребенке лучше задавать тет-а-тет. Во-первых, задавая их в общей части собрания, вы задерживаете других и добавляете им той самой «скучной» части, которая им не нужна. Во-вторых, может оказаться, что какие-то вещи учитель не захочет говорить при всех и правильно сделает. Или, наоборот, вы не захотите их при всех услышать.

Восьмое. В конце собрания посмотрите на свой список вопросов – тот самый, который вы приготовили заранее. Какие остались без ответа? Не забудьте их задать – именно в самом конце.

После собрания

Просмотрите свои записи, определитесь с тем, что требует срочных действий, а что надо учесть на будущее. Если объявлены какие-то даты – до какого числа сдать деньги на поездку или в какой день планируется экскурсия – внесите их в календарь или пришпильте записку на холодильник.

Если на собрании вы узнали что-то неприятное о собственном ребенке, не спешите в тот же вечер устраивать ему разнос. Потерпите хотя бы сутки. Важно, чтобы эмоции улеглись, и важные вопросы решались не сгоряча. Помните, что вы на стороне ребенка.

Юля Гадас

Поделиться
Класс

Старшеклассник

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться