Когда идти к логопеду: специфические нарушения речи

Когда идти к логопеду: специфические нарушения речи

Ребенок пошел в школу и освоение грамоты дается ему с трудом? Родители современных школьников нередко сталкиваются с тем, что их дети имеют сложности с базовыми учебными навыками: чтением и письмом. Причем какие бы меры ни принимались — многочасовые выполнения домашних заданий, дополнительные занятия, похвалы и наказания, ничто не способно решить возникшие сложности.

Не стоит тут же бросаться с обвинениями на ребенка, ругать его. Ведь иногда проблема заключается не в лени и нежелании учиться, а в том, что у ребенка развивается специфическое нарушение речи письменного вида — дислексия и дисграфия.

Такие проблемы заметно чаще проявляются у:
— детей, у которых левая рука более активная, т.е. левшей
— ребят, у которых дома родители разговаривают на нескольких языках сразу, например, русском и английском
— детей, которых рано начали обучать чтению
— детей с неврологическими патологиями

Все ошибки, описки и оговорки, возникающие при таких нарушениях, отличаются специфичностью и будут индивидуальными в каждом конкретном случае. При этом они имеют определенный устойчивый характер.

Вам необходимо проконсультироваться со специалистом-логопедом, когда:
— Ребенок не может спокойно запомнить буквы и постоянно смешивает и путает их во время чтения
— Процесс чтения дается ему сложно — он использует слоги, прочитывает их напряженно и делает при этом много ошибок
— В процессе чтения ребенок легко пропускает те или иные буквы, слоги, а также предлоги
— Нередко малыш может заменять при чтении как слоги, так и целые слова
— У ребенка отмечаются проблемы с произнесением окончаний слов
— Ребенок старается заранее угадать слово по начальным буквам
— Не может запомнить смысл прочитанного и испытывает трудности с пересказом

Стоит очень пристально присмотреться к письменным работам школьника. Если есть проблемы с ним, то у ребенка будут проявляться:
— пропуск разных букв — как гласных, так и согласных — и в слогах, и в отдельных слогах
— прибавка лишних слогов или букв
— постановка по-своему букв и слогов;
— непрописывание слов;
— написание в одно слово нескольких сразу
— написание слов раздельно по их морфемному составу, к примеру, отдельно приставка, корень, окончание
— пропуск слов и словосочетаний
— проблемы с ограничением предложения — не проставляет заглавных букв, не ставит знаки препинания там, где надо, например, точку в конце предложения

Если есть проблемы с недоразвитием  таких важных функций, появятся следующие признаки:
— у ребенка будут отмечаться сложности со зрительным восприятием окружающего мира, он также не сможет точно называть форму, величину и цвет предметов
— проблемы со зрительной памятью — у ребенка будут сложности с пространственным восприятием, он будет испытывать сложности с визуальным анализом
— ребенок не сможет понимать разницу между образами парных букв, как например б/д

Есть проблемы фонемного восприятия:
— происходит подмена фонетически близких звуков (в этом случае отмечаются ошибки в обозначении мягкости во время письма)
— сложности с определением глухих и звонких звуков
— сложности с различением звуков, которые могут быть похожими в своем звучании и артикуляции

Если в работах Вашего младшего школьника встречаются подобные ошибки, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Дислексию и дисграфию можно корректировать, но степень эффекта от мер напрямую зависит от того, насколько сильно нарушение, как рано обратились родители к специалисту, насколько грамотен и опытен этот специалист.

Чем раньше обнаружена проблема, тем быстрее и легче ее можно исправить. Тревогу у родителей должно вызывать не только отсутствие речи в два года, но и запаздывание гуления и лепета. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Квалифицированный специалист-логопед умеет не только исправлять и ставить звуки, но и стимулировать появление речи у не говорящих детей.

Можно говорить о признаках речевого нарушения, если:

— К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

— К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

— К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы. «Сходи на кухню и принеси чашку, не узнает близких на фотографиях». Ребенок молчит) или его словарь составляет не более 10ти слов.

— К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

— К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

— В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. Он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и ребенок должен говорить правильно.

— Ребенку больше 6 лет, и он не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.

— Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).

Где можно получить бесплатную логопедическую помощь?

— в детской поликлинике;

— в детском саду;

— в школе;

— в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Консультанты подскажут вам, куда можно обратиться за бесплатной логопедической помощью в вашем районе

Логопедические центры Москвы:

— Центр патологии речи и нейрореабилитации под руководством Шкловского В.М.

— Речевой центр «Логопед плюс»

Центр коррекции дислексии

Научно-практический центр медицинской помощи детям

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской»

Как выбрать логопеда?

— Обязательно спросите логопеда, какое он закончил учебное заведение и каков его стаж работы. Не стесняйтесь попросить его показать документы.

— Работа со студентами-старшекурсниками – не худший вариант. Обычно студенты берут не очень дорого, работают с удовольствием и добиваются хороших результатов.

— Консультация не должна стоить меньше 300 или больше 1000 рублей.

— Логопед должен нравиться ребенку.

Поделиться
Класс

Логопедия

Выбор редакции

Как помочь ребенку эффективнее учиться
Как отличить грипп от «обычного» ОРВИ?
А вы сможете ответить на эти вопросы из разных областей знаний?
Исследователи раскрыли секрет успеха целеустремленных людей
Звезда "Семейки Аддамс " вышла замуж
В 10 московских школах появилась возможность сдать бесплатный экспресс-тест на COVID-19
В чем секрет детской энергии
Дети и гаджеты: как найти баланс