Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читать
Еще 16 статей на тему: Учим ребенка читать: методики, лайфхаки, личный опыт, проверенные системы
«Легче, если по очереди» 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Обучение чтению: c чего начать? Научить ребенка читать по слогам Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать Как научить ребенка читать? Обучение чтению: давайте попробуем Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: упражнения Чтение по буквам по системе «МИР» 9 ошибок в обучении детей чтению Методика Зайцева Методика Зайцева Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина Обучение чтению: методика Николая Зайцева Обучение чтению: историяМамы делятся опытом: с какого возраста учить читать
К поступлению в первый класс ребенок должен уметь читать, как минимум, по слогам. Когда же лучше знакомить малыша с буквами, звуками и словами? Об этом мы спросили у мам на сайте, а затем попросили проанализировать ответы нашего психолога Анну Безингер.
Выбирая момент для начала обучения чтению, важно помнить, напоминает Анна Безингер, что лозунг «чем раньше, тем лучше» тут не годится. Начать учить с опережением даже хуже, чем с опозданием. Учить буквы и заставлять повторять слова до того, как мозг к этому готов не просто бесполезно, но и вредно.
Дело в том, что разные участки мозга созревают у ребенка в определенные моменты его развития, и именно из этого надо исходить. С рождения и до двух лет у ребенка активно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга, и развиваются они уже гораздо позже. Поэтому, в ситуации, когда родители начинают преждевременно их стимулировать, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или другие пособия по обучению чтению, мозгу приходится перераспределять свои усилия. Таким образом, центры восприятия устной речи остаются пассивными.
Именно поэтому прежде чем познакомить малыша с чтением, важно, чтобы ребенок уже хорошо говорил (словарный запас, предложения), и у него был развит фонематический слух (чтобы он различал каждый звук в слове). Все это происходит не раньше 3-х лет, а то и позже. И в это время еще нет речи собственно о чтении, скорее о соединении звуков между собой. По мнению психолога Анны Безингер, учить буквы с года не имеет никакого смысла, так как буква по сути своей – символ звука, а в столь раннем возрасте – это просто картинка, имеющая название.
Комментарии и мнения мам на тему возраста, когда можно начинать обучать ребенка чтению, можно условно разделить на четыре позиции.
Торопиться ни к чему
Мамы придерживаются мнения, что ребенок сам должен заинтересоваться чтением, а раньше 5-6 лет это не происходит. Лучше до этого возраста уделить внимание навыкам слушать и говорить. А для их развития необходимо побольше и почаще читать ребенку книги вслух.
Важно подтолкнуть
Позиция мам проста: заставлять не нужно, но попытаться заинтересовать – очень даже стоит. Для этого подходит любой возраст – и месяц, и полгода. Дайте малышу возможность поизучать очертания букв, рассмотреть слова, послушать звуки. Если ему это неинтересно, не стоит настаивать, значит, знакомство лучше отложить на более поздний срок.
Не учить, а играть
Чтение – это не принуждение, чтение – это игра. Существует масса различных развивающих систем и пособий: магнитные буквы, кубики с азбукой, азбука-пазл, складовые кубики Зайцева, интерактивные электронные озвученные плакаты с азбукой и др. Если пользоваться ими с целью игры, то вполне можно получить положительный результат – ребенок поймет суть чтения и начнет складывать слоги. Если результата нет, значит еще не время для ребенка знакомиться с азбукой. Пробуйте, играйте, развивайте!
Пусть малыш сам решит
Подталкивай или нет, играй в азбуку или нет, но результата не будет до определенного возраста. И это – период от 5 до 6 лет. Торопиться ни к чему, ребенок сам в определенный момент заинтересуется буквами, словами и захочет научиться читать. Такого мнения придерживаются некоторые мамы и, по-своему, они тоже правы. К 5-6 годам ребенок уже освоил речь, а значит, ему уже проще освоить и следующий навык – чтение.
Любая из позиций имеет право на свое существование. Главное придерживаться важного правила – в обучении новому навыку отталкиваться от желания и интересов самого ребенка, чувствовать его и слышать.