Как победить лактостаз
Как победить лактостаз
МАМА.РУ
Личный опыт
В колонке «Личный опыт» редакция Мамы.ру рассказывает о том, как кормящей маме справиться с застоем молока, не поддаться панике и сохранить лактацию.
«Мне 28 лет, моему ребенку три недели, я лежу на диване, согнувшись дугой и подогнув колени, потому что находиться в любой другой позе мне больно, температура моего тела приближается к 40 градусам по Цельсию, и мне очень плохо. Так плохо, что даже страшно», — такие мысли, словно вспышки, рождались в моей голове полтора года назад, когда случился мой первый неинфекционный мастит.
Это сейчас я знаю, как это называется, как это пережить, что с этим делать и кого звать на помощь. Но тогда я понятия не имела, что вообще происходит и по какой причине. Никто меня не предупреждал, а «Искусство грудного вскармливания» я так и не дочитала — в этом сборнике восторженных отзывов и хвалебных рецензий на естественное вскармливание я успела почерпнуть только решительный и положительный настрой (за что книге, конечно, большое спасибо).
С этим настроем, который раз в пятнадцать минут сменялся приступами отчаяния, ужаса и паники, я решила, что справлюсь. Наверное, мне удалось заставить себя бороться, потому что грудное вскармливание никогда не было для меня вопросом выбора: я знала, что хочу кормить своего ребенка сама, любой ценой.
К нам тогда еще приходила патронажная сестра, так что мне удалось с ней проконсультироваться: она велела выпить парацетамол или ибупрофен и постоянно, как только появится возможность, прикладывать ребенка к больной груди, не забывая и про здоровую. Она посоветовала сцеживаться, но я как не умела этого делать на самом начальном этапе лактации, так и не научилась за все время кормления. Поэтому я просто часто и долго кормила дочь, которой это было только в радость.
Никто точно не знает, почему случаются лактостазы: Всемирная организация здравоохранения говорит, что одной из вероятных причин может стать слишком активная выработка молока в сочетании с послеродовым стрессом. Так или иначе, лактостаз — это спазм, а не злой рок, хотя поначалу кажется иначе.
Медсестра дала мне двое суток на самостоятельное выздоровление. И я принялась лечиться, открыв сто вкладок во всех браузерах. «Прикладывайте капусту, мед, спиртовые растворы, холодный творог». «Ни в коем случае не прикладывайте капусту, мед, спиртовые растворы, холодный творог». «Часто принимайте теплый душ». «Делайте массаж и сцеживайтесь». «Не трогайте грудь, ничего не мните, не сцеживайте, это только спровоцирует приход молока». Это был парад противоречий. Какой-то бред. К концу этого поискового сеанса мне хотелось лезть на стенку — мне было больно, я была напугана, я только недавно родила, и я находилась в прострации.
Мне нужна была понятная, простая и непротиворечивая инструкция. Это все, чего мне хотелось. Но мне повезло: пока я опытным путем пыталась понять, что же делать, моя дочь победила мой мастит, так она отчаянно мне помогала. 48 часов постоянной агонии и фактически бесконечного кормления — и боль вместе с жаром отступили. Краснота, появившаяся на груди, пропала дней за пять-семь после этого.
И если бы я только знала, что они вернутся. И не раз — за время кормления я пережила два тяжелых мастита и четырнадцать лактостазов поменьше. С ними я научилась справляться как богиня борьбы с лактостазами.
Проснуться с ощущением, что в грудь положили кусок мыла, в какой-то момент стало для меня привычным началом дня. Если бы я была членом тайного общества кормящих мам, у меня было бы прозвище Лена Гранитный-камушек-в-груди. Я устала и измучилась с этими застоями, но их вероломные нападения научили меня стойкости, терпению и помогли разработать победоносную схему, в которой нет никаких безумных невыполнимых упражнений (вы читали эти советы про провисание на локтях в дверном проеме? Боже, где они видели такие дверные проемы и таких чудо-женщин!), ковыряний иголками в сосках, опасных растираний спиртом и чреватых осложнениями сцеживаний.
Поэтому я хочу стать лактостазной феей для всех, кто боится, кому больно и кто, как и я полтора года назад, мечется и не знает, куда девать себя и свою больную грудь. Я придумала для всех нас понятную инструкцию.
Никто точно не знает, почему случаются лактостазы: Всемирная организация здравоохранения говорит, что одной из вероятных причин может стать слишком активная выработка молока в сочетании с послеродовым стрессом. Так или иначе, лактостаз — это спазм, а не злой рок, хотя по началу кажется иначе.
Если вы нащупали в груди уплотнение, осмотрите себя внимательно. Нашли белую или желтоватую точку — это признак лактостаза, канал закупорен, проток забит, в груди болит. Если к боли присоединился жар, а грудь покраснела — это уже мастит.
Что же делать? Если вы нащупали в груди уплотнение, осмотрите себя внимательно. Нашли на белую или желтоватую точку — это признак лактостаза, канал закупорен, проток забит, в груди болит. Если к боли присоединился жар, а грудь покраснела — это уже мастит.
В обоих случаях сразу нужно отбросить сомнения в том, что это когда-нибудь пройдет. Да, даже три минуты лактостаза кажутся бесконечностью, но эта не та бесконечность, которую вы себе нафантазировали.
Теперь надо встать на тропу борьбы с застоем. Не надо сложных странных действий, не надо капусты и тертой картошки, спирта и меда, творога и еще какой-нибудь еды — мы же не в ресторане.
Позвоните консультанту по грудному вскармливанию, если нуждаетесь в поддержке. Просто поговорите с женщиной, которая кормит или кормила, — один только душеспасительный разговор способен заставить камни в груди плавиться.
- Выпейте но-шпу (если врач разрешает вам этот препарат) и сразу покормите ребенка — лекарство не успеет попасть в организм, но начнет действовать сразу после кормления, когда грудь будет более или менее опорожнена.
- На время лечения откажитесь от лифчиков и топов, даже если вы носите специальное белье для кормления.
- После кормления к больному месту нужно приложить лед, завернув его в чистый платок или тонкую пеленку. Продолжительность процедуры не должна превышать 10 минут. Все, не паникуйте. Даже если у вас температура.
- Жар можно снять ибупрофеном и парацетамолом — они разрешены при грудном вскармливании и не навредят малышу. Таблетки дадут вам примерно четыре часа покоя. Ребенка можно уложить спать и самой тоже вздремнуть.
- Перед очередным кормлением сходите в теплый (не горячий) душ, направляя струи воды на больное место. Можно сделать легкий, легчайший массаж по направлению от дальней границы вашего молочного камня к соску. Если получается, слегка сцедитесь. Если не получается, встаньте на четвереньки и упритесь локтями в пол, иногда это помогает открыть закупоренный канал. Все делайте в гомеопатических дозах — легонько и без давления. После душа снова покормите ребенка (не забывайте о здоровой груди, к ней надо прикладывать через раз).
- Не ограничивайте себя в жидкости, пить обязательно нужно. Не стоит только усердствовать с горячими напитками — горячее вызывает прилив молока (теплые напитки стимулируют выработку окситоцина, который, в свою очередь, запускает «производство» молока).
- Позвоните консультанту по грудному вскармливанию, если нуждаетесь в поддержке. Просто поговорите с женщиной, которая кормит или кормила — один только душеспасительный разговор способен заставить камни в груди плавиться.
- Наше главное спасение и надежда — ночное кормление. Ночью вам не нужно ничего делать по дому, суетиться лишний раз, переодеваться, думать, решать какие-то проблемы. Просто кормите ребенка, уложив его так, чтобы подбородок смотрел на самое болезненное место. Да, иногда для этого приходится принять самую немыслимую позу, но, во-первых, на вас никто не смотрит (ну разве что муж, но ведь вы его не стесняетесь?), а во-вторых, вы правда сразу же почувствуете облегчение.
На вторые сутки, если не получилось рассосать комок за ночь, все нужно повторить вновь. В середине дня должно полегчать — вы почувствуете, что вас словно откупорили, в голове, возможно, вы даже услышите звук вылетевшей из бутылки шампанского пробки. Это чувство называется облегчением. Вы на пути к выздоровлению. Но если этого не произошло, не впадайте в отчаяние. Ночью все обязательно получится.
Лена Аверьянова