Игра — это серьёзно! Часть пятая. Послеигровая эпоха
Еще 15 статей на тему: Игра в помощь: воспитываем и развиваем
Воспитание гигиенических навыков Как привить уважение к игрушкам Как приобщить ребенка к музыке: взгляд специалиста Как вырастить бизнесмена Детский тайм-менеджмент: зачем это нужно Когда отдавать ребенка на развивающие занятия Вальдорфская педагогика Развивающие пособия для детей Песочница Счастливое детство Игра — это серьёзно! Часть первая: игровое развитие ребёнка Игра — это серьёзно! Часть вторая. Сенсорные игры Игра — это серьёзно! Часть третья. Предметные игры Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры Спокойные игры перед сномИгра — это серьёзно! Часть пятая. Послеигровая эпоха
Мама.ру публикует заключительную статью из цикла, написанного психологом Натальей Ульяновой. Это пятая статья из серии про важность игры для детского развития, если вы пропустили первую, вторую, третью и четвертую, то читайте их скорей!
После начала школьного обучения игра постепенно перестает играть ведущую роль в жизни ребенка, уступая место сперва учебно-познавательной деятельности, а затем — поискам себя и осмыслению своего “Я”. Тем не менее, игра продолжает сопровождать человека практически всю жизнь — в качестве формы обучения, общения или отдыха. Таким образом, совершается переход от состояния “игра как самоцель” к состоянию “игра как средство достижения другой цели” — в этом состоит ключевое отличие послеигровой эпохи от всех предыдущих периодов детства.
Что происходит?
В возрасте 7-12 лет в психологическом развитии ребенка происходит несколько важных изменений. Во-первых, формируется способность к словесно-логическому мышлению — это означает возможность оперировать абстрактными символами без опоры на изображения реальных предметов. Именно в этом возрасте у детей часто наблюдается всплеск интереса к разного рода головоломкам, задачкам “на логику”, конструкторам, позволяющим собирать сложные геометрические формы и т.д. Во-вторых, из-за необходимости адаптации к школьной жизни у многих детей усиливается склонность к следованию внешним нормам поведения. Это также отражается в играх: младшие школьники уже не просто следуют заданным правилам, но и устанавливают их сами, иногда до хрипоты споря, как поступить в той или иной ситуации. Более того, правила некоторых игр становятся настолько сложными, что взрослым становится нелегко разобраться во всех тонкостях и хитросплетениях их многочисленных условий. В-третьих, все более значимой для ребенка становится “внесемейная жизнь” и дружба со сверстниками — а значит, предпочтение отдается тем занятиям, для которых нужна компания — от “секретничания” на лавочке во дворе до командных онлайн-соревнований.
В подростковый период игры приобретают еще более отчетливый социальный характер. Возрастает интерес к командным спортивным соревнованиям, виртуальным стратегиям с разнообразными “гильдиями” и “кланами”, а также развлечениям “для вечеринок”, тесно связанным с общениям — например, “Правда или действие”, “Я никогда не…” и т.д. Это связано с особенностями самоидентификации, характерными для тинейджеров: собственное “Я” сперва определяется через принадлежность к референтной группе, и уже внутри нее происходит индивидуализация личности. Иными словами, подростку крайне важно найти “своих” людей вне родительской семьи — чаще в их роли выступают сверстники, но в некоторых случаях — люди старшего возраста, обладающие значительным авторитетом.
В период юности и ранней зрелости игра окончательно занимает место вспомогательного средства для достижения более значимых целей: освоения новых навыков, социального взаимодействия, релаксации и т.д. В это же время — с опытом профессиональной деятельности или начала собственного родительства — нередко происходит возвращение к играм уже с позиции взрослого, осознающего ее дидактические цели и развивающие возможности.
Как играть?
По мере взросления ребенка его роль в игре становится все более равноправной взрослому. Кроме того, многие игры требуют автономности, невмешательства со стороны, и задача взрослого сводится уже не к тому, чтобы инициировать и поддерживать их, а к контролю за их безопасностью для физического и психологического здоровья ребенка. В то же время, игры остаются отличной базой для внутрисемейного взаимодействия и общения, а их возрастающая сложность делает участие в них всех членов семьи по-настоящему увлекательным! Безусловно, при выборе игр стоит исходить из интересов ребенка и родителей, периодически пробуя новые варианты, например:
- настольные игры — в их число входят не только традиционные шашки и привычные нам с детства поля с фишками и кубиками, но и огромное число ярких интересных развлечений для всей семьи — современная игровая индустрия выпускает множество “настолок”, способствующих развитию мышления, счета, коммуникативных и аналитических навыков;
- карточные игры — число игр, которые можно устроить с помощью само обыкновенной колоды карт — больше двух сотен: помимо “взрослого” покера или всем известного “подкидного дурака”, туда входят и игры, задействующие стратегическое мышление, например, “девятка”, или даже способствующие улучшению двигательной координации, например, “шалашик”;
- спортивные игры — подрастающих детей можно вовлекать в самые разные спортивные и полуспортивные игры, в зависимости от интересов и спортивных навыков родителей: от простых “выбивал” или “горячей картошки” до большого тенниса или водного поло;
- квесты и командные состязания — в более или менее крупных городах сейчас открывается огромное количество пространств, предназначенных для детских развлечений: разнообразные квесты, лазертаг, пейнтбол, картинг и т.д. — участие в них предполагает сбор компании, что позволяет одновременно и сократить финансовые расходы (оплата обычно берется с команды, поэтому чем больше соберется людей, тем меньше придется платить каждому из них), и получить удовольствие от общения;
- игры в слова — основное достоинство этих игр в том, что для них не нужно никакого специального инвентаря (максимум — листок бумаги и ручка), при этом играть можно где угодно: в автобусе, поезде, в очереди к врачу или просто дома — а словарный запас и грамотность игроков будут незаметно, но устойчиво расширяться;
- видеоигры — обычно их принято ругать и считать чем-то недостойным, но, честное слово, нет ничего плохого в том, что подросток вместе с мамой и папой как-нибудь вечером “зарубятся” в танки, гонки или пошаговую стратегию — а там, глядишь, и взаимопонимание “отцов и детей” наладится куда быстрее;
- театрализованные игры — если в семье есть традиция “капустников” или домашних спектаклей, её можно с успехом продолжить (а если нет — попробовать ввести), предлагая ребенку поучаствовать в небольших актерских этюдах, выступлениях или мини-спектаклях, темы которых могут усложняться по мере взросления сына или дочери.
Какие игрушки использовать?
Выбор игрушек в начальной и средней школе диктуется не только потребностями самого ребёнка, но и существующей в текущем сезоне “модой”, меняющейся каждые полгода. В этом возрасте у детей нередко просыпается страсть к упорядочиванию и коллекционированию, — на этом феномене основан известный рекламный ход “собери всю серию”.
По мере взросления индивидуальные особенности личности проявляются всё больше и больше, поэтому выделить некий “универсальный” набор игрушек довольно сложно — можно говорить, скорее, о направлениях, в которых стоит искать подходящие для конкретного человека варианты. Так, многим школьникам интересны “интеллектуальные” игрушки: головоломки, лабиринты, кубики Рубика и т.п. Довольно часто актуальными бывают наборы для конструирования и творчества, а также химических и физических опытов. В последние годы возобновилась популярность настольных игр разного уровня сложности — от незамысловатых наборов карточек с заданиями до достаточно сложных многоуровневых стратегий. Ну и, разумеется, большой ажиотаж вызывают современные электронные игрушки и гаджеты: приставки, планшеты, консоли и т.п. — с каждым годом технологии развиваются всё активнее, и угадать, во что будут играть через пять-десять лет, не так-то просто.
Для родителей проблема безопасности их детей остается по-прежнему актуальной, хотя источники потенциальных угроз заметно меняются. Так, важным вопросом становится умение общаться в интернете, в том числе в сетевых играх, не поддаваясь на уловки мошенников и “троллей”, защищая свои границы от кибербуллинга и т.п. Если говорить об играх в “оффлайне”, то склонность младших школьников и подростков к рисковому поведению вынуждает взрослых тщательно следить за безопасностью спортивной экипировки, качеством реагентов в “творческих” наборах, например, для мыловарения, балансом между «сидячими” играми дома и активными занятиями на улице и т.д. Вместе с тем, задача родителей — постепенно прививать ребёнку чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье и убежденность, что в сложной ситуации он всегда может положиться на своих близких. Это, безусловно, непросто, но и результат получается стоящим: спокойное уверенное взросление, в котором, тем не менее, есть место для искренней радости и весёлой игры.
Играйте от всей души!