Взялся — ходи!

Взялся — ходи!

Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредоточиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы.

Шахматы появились более 15 веков назад и до сих пор остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки, ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить стратегически (то есть предвидеть результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при неудаче. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее.

Когда начинать?

Все выдающиеся шахматисты начинали рано: Хосе Рауль Капабланка, Роберт Фишер, Гарри Каспаров начали играть в пять-шесть лет.

Судя по всему, для первого знакомства с шахматами, действительно, наиболее оптимален пяти-шестилетний возраст: ребёнок уже научился оценивать окружающий мир, стал относительно самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет.

С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции.

Учимся играя

Как и в любом деле, малыша нужно прежде всего увлечь. Дети трёх–шести лет быстрее всё схватывают и начинают анализировать свои действия, если сочетать игру и обучение. Самый простой способ — отдать ребёнка в шахматную студию. «Мы играем в сказочные шахматы, включаем в этот процесс элементы творчества, и всё это происходит в процессе общения детей друг с другом, что незаметно развивает у них социальные навыки, — рассказывает педагог шахматного клуба Евгения Акмаева. — Сказка начинается с первого занятия, когда дети вместе с феей улетают в шахматную страну. В конце занятий они рисуют средство, на котором туда добираются: самолётики, пароходы, ракеты, ковры-самолёты… После того, как мы оказались в шахматной стране, играем в «путаницу» — дети закрывают глаза, а мы меняем несколько фигур в начальной позиции на шахматной доске. Открыв глаза, нужно заметить изменения и исправить неточности в начальном расположении шахматных фигур. У трёхлеток занятия длятся от 30 до 45 минут, причём на каждом из них виды деятельности периодически меняются, чтобы дети не устали от однообразия и не потеряли интерес.

С каждым занятием сказка становится реальностью: фигурки обретают полномочия, дети усваивают правила их движения, построения, ходы, изучают доску с её цифровым алфавитом, задачки становятся сложнее. И вот уже через год они вполне готовы перейти к более сложным понятиям: эндшпиль, миттельшпиль, гамбит, дебют. Спустя два года постоянных занятий дети осваивают тактику и стратегию игры».

Учимся сами

Чтобы обучать ребенка самостоятельно, вам нужно запастись терпением. Это интересный и творческий процесс, особенно если сами мало знакомы с этой игрой. В таком случае вы с ребёнком — соперники одного уровня, но руководить процессом придётся вам. Позаимствуйте методики из книг лучших инструкторов: успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк, автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям, особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий.

Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками.

Маленькие хитрости

* Включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске. Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре.
* Не беритесь за новые задачи, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному.
* Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделано не так, он сможет двигаться дальше.
* Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «взялся — ходи». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.

Шахматные задачки для самых маленьких

Задача 1. На развитие памяти

Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше четырёх. Просим малыша внимательно посмотреть на то, как они стоят. Потом говорим, снимая фигурки со своих мест: «Посмотри, фигурки убежали погулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им вернуться домой».

Задача 2. На развитие памяти и тренировку действий в уме

«Покажи на шахматной доске, как может белая ладья в два хода слопать две чёрные пешки». Для выполнения этой задачи надо объяснить ребёнку, что ладья может ходить по вертикальным или горизонтальным линиям на одну или несколько клеток. Комбинация не должна быть слишком сложной. Количество фигур, которые надо «съесть», потом может быть увеличено. Так можно познакомить ребёнка с тем, как ходят и другие фигуры, — разумеется, предварительно объяснив ему «правила поведения» их в игре.

Елена Карчевская для проекта «Родные люди»

Поделиться
Класс

Развитие физических навыков

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться