Выбираем школу
Выбираем школу
Наталия Николаевна Коржова, педагог, ведущая студии «Скоро в школу» в центре «Рождество», мама двух старшеклассниц и двух дошкольников описывает современную ситуацию и делится личным опытом.
Нашим родителям было легче. Школы тогда не слишком различались. Поэтому в те времена часто выбирали школу «поближе к дому и чтобы дорогу не переходить». А сейчас глаза разбегаются. Правда, с 2011 года Департамент образования распределил будущих первоклассников по школам рядом с домом. Кого-то это решение действительно обрадует, другие предпочтут сами распорядиться правом выбрать школу.
Решить, что важно именно вам
Мне, как педагогу студии «Скоро в школу», часто приходится отвечать на вопросы родителей. Первое, о чем я всегда говорю им — выбор школы для своего ребёнка всегда необходимо начинать с себя, с понимания и оценки образовательных потребностей семьи и возможностей ребёнка. Что для вас важнее? Знания? Атмосфера? Отношения с учителем или совместное творчество? Социальный фактор?
Определиться, что подходит ребенку
Набор родительских предпочтений в каждой семье индивидуален, но еще важнее индивидуальные особенности будущего первоклассника. Родители должны трезво оценить уровень способностей, умений, общей школьной зрелости своего чада.
Прежде всего, школа должна отвечать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям ребёнка. Никто не будет отдавать малыша, который боится лошадей, в секцию конного спорта. Очевидно, что столь популярные во все времена языковые спецшколы подходят не всем. У ребенка должна быть хорошо сформирована родная речь, произношение без логопедических проблем, хороший словарный запас.
В любом случае, вопрос о специализации образования лучше решать в средних, а то и в старших классах. То есть в «профильную школу» никогда не поздно перейти попозже, а на начальном этапе приоритеты должны быть другими.
Найти золотую середину
Важно, чтобы для конкретного ребёнка учебный план не был перегружен. Не старайтесь навязать ребенку тот образовательный уровень, который он не потянет. Вы рискуете не только здоровьем, можно получить обратный эффект: он возненавидит и школу, учителя, и сам процесс обучения. Возможно, изменится его отношение к вам, обрекшим его на непосильный труд. Хуже того, он может навсегда принять на себя роль неудачника, проникнуться ощущением неуспешности – и тогда все остальные школьные годы будут для него каторгой.
Имейте в виду, что столь же пагубное влияние окажет слишком «средняя» школа на ребенка с развитыми способностями и сильным интеллектом. Ему попросту будет скучно, неинтересно, отношение к учебе сформируется негативное и работать в полную силу он не станет. А интеллект, не развиваясь, чахнет.
Как же нам пройти между Сциллой и Харибдой и выбрать именно ту школу, которая нужна именно нашему любимому ребенку?
Собрать информацию
Для начала надо собрать самую разную информацию о школах – ближайших и не очень. Каналов множество: от справочников и Интернета до соседей по лестничной клетке. Существуют еще рейтинги школ, разнообразные справочно-информационные журналы (например, «Образование и карьера», «Карьера», «Лучшие школы Москвы», «Элитные школы»). Рейтинги школ можно найти и в Интернете.
Посмотреть разные школы
Итак, в результате теоретического маркетинга вы выбрали несколько подходящих школ. Теперь вам предстоит лично познакомиться с ними. Сходите, оцените обстановку на месте. У директора и завуча обычно есть приемные часы, когда они отвечают на вопросы населения. Нелишним будет поговорить и с родителями детей, которые уже учатся в этой школе. Да и на территорию вокруг школы стоит посмотреть внимательно. Выяснить, например, не валяются ли на ней использованные шприцы.
Познакомиться с учительницей
И совершенно необходимо познакомиться с будущей учительницей вашего ребенка. Ведь именно с ней ему придется провести большую часть времени. По моему мнению, для первоклассника важнее выбирать не столько школу, сколько учительницу. Если она суха, строга или просто не подходит вашему ребенку по темпераменту – поищите другие варианты. Михаил Шнейдер, директор московской гимназии № 45, не сомневается: «Учитель должен быть «второй мамой».
Только в тройственном союзе “ребенок – родители – учитель” достижимо главное условие успешной учебы — сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума». Собственно говоря, у всех детей изначально такой ум, а задача школы и родителей — эту пытливость поддерживать и не подавлять.
В семейном центре «Рождество» выходит четвертый бесплатный номер журнала «Семья — территория взросления». Тема номера «Скоро в школу — готовим… К чему? Ради чего? И как?».