Мой любимый мишка
Мой любимый мишка
Образные игрушки – медведи, зайчики, куклы – сопровождают ребенка с самого рождения и играют важную роль в его развитии уже на первом году жизни. Эти игрушки изображают человека или животное и предполагают, что с ними нужно играть как с живыми. Они помогают ребенку развивать умение выражать свои чувства, тренируют навыки общения.
Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет его представление о самом себе. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом, с одной стороны, ребенок выражает себя (свои знания и переживания), а с другой — строит самого себя, свой характер и поведение, осваивая в игре мир человеческих отношений и представлений. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, вызывают интерес и удовольствие у малыша. Для младенцев нужны достаточно крупные образные игрушки (не менее 40-50 см), с отчетливыми выразительными чертами лица (или мордочки, если это животное).
Это могут быть:
Большая неваляшка — очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку и случайные движения младенца будут приводить ее в движение, и вызывать приятный перезвон.
Кукла–пупс — всем своим обликом напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя и радуется этой встрече.
Тряпичные или пластиковые куклы — гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
Колобок – шарик с изображением лица, его можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне или надев на палец, чтобы ребенок следил за его движениями.
Игрушки, изображающие животных или птиц (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу, если это будет игрушка со звуковым эффектом — неожиданное появление звука привлечет его внимание, удивит и обрадует. Звук не должен пугать ребенка, быть приятным, не слишком громким и по возможности естественным — бубенчики, колокольчики, а не повторяющаяся запись фрагмента песни.
Как играть с образными игрушками с малышами до года?
0-6 месяцев
Нужно понимать, что младенцы до 6-7 месяцев не играют с образными игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но это совсем не значит, что такие игрушки им не нужны. Сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие – они улыбаются, оживляются, гулят.
А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.
Показывайте игрушки ребенку, рассказывайте о них подходящие потешки и стишки, пойте песни, демонстрируйте движения – куколка идет, прыгает, ложится спать.
6-12 месяцев
Сценки: после полугода малыш с огромным интересом следит за действиями взрослого. Очень полезно разыгрывать перед ребенком небольшие сценки с образными игрушками. Для самых маленьких подойдут элементарные игровые сюжеты из одного-двух: например, собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.
«Прятки»: прятаться от малыша могут мягкие звери, кукла или резиновая уточка. Свои действия взрослый обязательно сопровождает словами. Например, поросенок пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в коробку и внезапно появляется. Взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, как бы «идет» за ним, поощряет его активность и инициативу.
В игру хорошо включать какой-нибудь фольклорный текст, например, когда игрушка находится, можно сказать:
«Сарафанчик с рюшечкой –
Это наша Хрюшечка!
Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!
На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»
Игры с неваляшкой.
Для стимуляции ползания ребенка, можно привязать к кукле ленту длинной около метра с ярким кольцом диаметром 10-12 см на конце.
Вначале взрослый показывает ребенку кольцо, лежащее перед ним, и протяжно называет его: «Ко-о-лечко». Затем приводит в движение кольцо, висящее на ленте, побуждая малыша подползти к предмету. Затем малыш может действовать самостоятельно – подползет к колечку, подтягивает его к себе, начинает им манипулировать. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон. Взрослый дает возможность ребенку сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если ребенок не может пока сделать всё самостоятельно, взрослый демонстрирует все движение малышу, как бы раскрывая секрет действия. В дальнейшем действия можно производить непосредственно с неваляшкой, раскачивая и приговаривая:
«Вдруг раздался тихий звон,
Динь-дон, динь-дон».
В 8-9 месяцев показывайте малышу, где у куклы ротик, носик, глазки. Покажите, как кукла умеет раскачиваться и звенеть. Включайте игру с неваляшкой в сюжет: вот кукла пошла танцевать или поду ветер и закружил её на месте.
По материалам Центра “Игры и игрушки”.