Мишель Оден: во время родов лучше молчать, чем говорить
Мишель Оден: во время родов лучше молчать, чем говорить
Об авторе:
Французский акушер-гинеколог Мишель Оден — человек-легенда. Более 20 лет он возглавлял родильное отделение в больнице пригорода Парижа Питивье. Именно там еще в 1970-е годы он ввел в акушерскую практику бассейны для расслабления во время родов и комнаты с домашней обстановкой, где женщины могли рожать в спокойной атмосфере. Это нехитрое нововведение позволило существенно снизить процент кесаревых сечений и иных медицинских вмешательств.
Доктор Оден — основатель Научно-исследовательского центра первичного здоровья (Primal Health Research Centre) в Лондоне, автор 12 книг, опубликованных на 21 языке (самые известные: «Родиться счастливо», 1976 г; «Возрожденные роды», 1984 г; «Научное познание любви», 1999 г; «Фермер и акушер», 2002 г; «Кесарево сечение», 2004 г).
Язык — это то, что делает нас людьми. Все мы помним: «В начале было слово». В современном научном контексте эта известная библейская цитата может быть понята так: homo sapiens — млекопитающее, наделенное необычайно развитой частью мозга под названием неокортекс. Именно эта часть мозга делает нас людьми. И именно эта часть может помешать рожать.
Упрощая, можно представить неокортекс (новую кору головного мозга), как «мозг интеллекта», благодаря которому мы используем сложные способы коммуникации и создаём культурную среду. Однако в ситуациях, связанных с сексуальной жизнью человека, во время родов, где на первое место выходят древнейшие структуры мозга (гипофиз, гипоталамус), активность неокортекса имеет тормозящий эффект. Давайте посмотрим на рожающую женщину глазами современного физиолога. Сфокусируем внимание на глубоких архаичных структурах мозга, которые напряжённо трудятся, чтобы выпустить в кровь поток необходимых гормонов, и обратим внимание на то, как неокортекс подавляет эти процессы.
Помощь и помеха?
На протяжении тысячелетий культурное сообщество в большей или меньшей степени контролировало физиологические процессы, связанные с родами. В особенности — транслируя глубоко укоренённую веру, будто женщина не в состоянии родить без участия помощника. А помощь — это мягкий способ контроля. Это представление остаётся практически неизменным и среди врачей и акушерок, и даже в сообществе сторонников за естественные роды. Но главный урок современной физиологии формулируется так: роды — это непроизвольный процесс, связанный с активностью древнейших структур мозга. Человек не может ускорить ход непроизвольного процесса, однако некоторые ситуации могут этот ход затормозить. Поэтому необходимо осознать: женщинам в родах не нужна прямая активная помощь. Гораздо сильнее они нуждаются в защите от определённых ситуаций. Стоим ли мы у истоков новой парадигмы — или, ещё точнее, настоящей революции в понимании родов?
На другой планете
С практической точки зрения, нам очень важно понять, какое решение нашла природа, чтобы преодолеть трудности человеческих родов. Оно состоит в том, чтобы затормозить работу неокортекса на протяжении всего процесса. Его отключение приближает нас к другим млекопитающим; это очень хорошо понимают женщины, которые родили без вмешательств. На определённом этапе родов они обычно отрешаются от всего остального мира. Они забывают о том, что они изучали, что читали, какие у них были планы. Они ведут себя так, как в повседневной жизни сами посчитали бы неприемлемым — позволяют себе кричать, визжать, ругаться, нести чепуху. Они могут обнаружить себя в самых причудливых, неожиданных, примитивных позах (часто — именно в позах, свойственных четвероногим животным). Они как будто находятся на другой планете. Очевидно, что в этот момент контроль неокортекса снижен. Это и есть необходимое условие лёгких родов.
Ценность молчания
Понимание того решения, которое нашла природа, чтобы преодолеть «человеческие» препятствия к разрешению ситуаций, подобных родам, предполагает осознание того факта, что рожающая женщина нуждается в защите от любой стимуляции неокортекса, в особенности — от языковой.
Иными словами, понимание физиологии родов, базирующеееся на идее, что неокортекс создаёт помехи их развитию, ведёт к новому открытию — о важности молчания. Конечно, имея тысячелетний опыт культурного контроля над родами, трудно принять и осознать за один день, что молчание — это наша базовая потребность. Сегодня это дается еще труднее, поскольку многие теории, на которых основываются сторонники естественных родов, только усилили глубоко укоренённую в культуре привычку к вмешательству и ввели в пространство, где происходят роды, фигуру «инструктора» или «коуча», который без колебаний использует язык. По этой причине отказ от использования слов должен быть постепенным. Для начала нужно осознать особенно вредоносный эффект рационального языка — например, разговоров о сантиметрах. Следующим важным шагом будет решение перестать задавать рожающей женщине вопросы, ведь попытка дать ответ предполагает активацию неокортекса. Чтобы представить себе физиологический эффект разговоров, проведем аналогию с другой ситуацией, которая тоже требует снижения активности неокортекса — сексуальным актом. Представьте себе пару, которая занимается любовью. Они вот-вот достигнут оргазма. И вдруг женщина спрашивает своего партнёра: «А что ты хочешь на ужин?» Без всякого сомнения, эта активация неокортекса нарушит физиологический процесс.
Роды — это типичная ситуация, в которой людям нужно скромно признать свою животную природу. Млекопитающие, которые не используют слов, рожают легче, чем представители рода Homo sapiens.
Материал из журнала «Домашний ребёнок»