Что нужно знать о детских книгах
Что нужно знать о детских книгах
Хорошие книги для детей делают талантливые и счастливые люди. По просьбе Мамы.ру корреспондент Мария Бостон побеседовала с художницей Евгенией Гапчинской и расспросила ее о работе, книгах и ангелах.
«Это все от того, что у нее есть крылья!»
Евгения Гапчинская – профессиональный художник, иллюстратор детских книг и владелица нескольких художественных галерей в России и на Украине. Ее иллюстрации необыкновенно теплые, наивные и искренние. Дети-ангелы Гапчинской немного неряшливы, забавны и неуловимо мечтательны. Художница называет себя «Поставщиком счастья № 1». Мария Бостон, беседовавшая с Евгенией, уверена: «Это все от того, что у нее есть крылья!»
Мама.Ру:
Евгения, вы – художник, у вас несколько галерей, ваши картины хорошо продаются. Как вы решили работать с детскими книгами?
Евгения:
Дело том, что я не иллюстратор. Первую книгу меня уговорил сделать Иван Малкович, директор украинского издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га». Иллюстратором быть сложно: у каждого творческого человека свой взгляд, свое мировоззрение, а тут нужно подстраиваться под чужой текст, чужое видение мира. Ты должен либо угадать, что видит другой человек, либо бесконечно перерисовывать, как автор хочет. Поэтому иллюстратором я никогда не была. Получилось, что Иван написал текст для моих картин. Это были картины для выставки, к которым он придумал историю. И так мы сделали книгу «Лиза и ее сны». Это был мой первый опыт, потом я еще работала с Иваном, мы делали «Чарли и Шоколадную фабрику», «Матильду».
А потом я начал сама придумывать книжки-картинки. Но я была уверена, что их не будут их издавать.
Мама.Ру:
Почему?
Евгения:
Я думала, что их никто не возьмет, ведь у издательств очень прагматичный подход. Я уже давно не хожу по издательствам, это отнимает силы и здоровье. Я решила издать книги сама.
Мама.Ру:
Вы говорите о книгах «Комнатный Ангел Гоша», «Трехлетняя Мона» и «Дурацкие шапки», которые вы не стали показывать издателям и выпустили сами?
Евгения:
Да. Для меня «Ангел Гоша» и «Трехлетняя Мона» – не способ зарабатывания денег. Я хочу, чтобы мои идеи жили в книгах, а не лежали в шкафу. Также и с «Йогой для ангелов». Но эти книги покупают, и теперь мы снова и снова печатаем тиражи.
Мама.Ру:
«Комнатный Ангел Гоша» или «Трехлетняя Мона» – это книги для детей или художественные альбомы?
Евгения:
Я думаю, это детские книги, в которых использованы настоящие картины.
Я хочу, чтобы мои идеи жили в книгах, а не лежали в шкафу
Мама.Ру:
В названии ваших книг часто встречается слово «ангел» – «Ангел Гоша» или «Йога для ангелов». Чем вас ангелы так привлекают?
Евгения:
У меня все персонажи крылатые: такое самоощущение. Когда я очень люблю человека, мне кажется, у меня растут крылья. Я даже чувствую место на спине, откуда они растут. Это состояние окрыленности надо сохранить до старости. Оно не дает стать циничным, зачерстветь. Какая-то мягкость, нечто щекочущее в душе должно оставаться всегда, не важно банкир ты или кто-то еще: чтобы оставаться человеком, надо чувствовать эти крошечные крылышки за спиной. Я их рисую не для того чтобы понравиться читателям, хотя многие воспринимают это как нечто «конфетное», «сладенькое», «женское». Это действительно мое мироощущение. Крылья – это символ душевной мягкости.
Мама.Ру:
А как вы представляете себе читателя своих книг?
Евгения:
Я не думаю о восприятии: о том, понравится ли кому-то, что я сейчас делаю, угожу ли я чьему-то вкусу. Такого никогда не было. В первую очередь, то что я делаю, должно быть забавно мне.
Я целый день работаю над картиной: маленький супермен надевает штанишки, готовится стать суперменом для любимой девочки. Вот он их наденет – и станет настоящим суперменом. И мне все равно, понравится ли это кому-то. Надо делать, не оглядываясь на то, что скажут другие. Это такая внутренняя свобода, ощущение собственного достоинства. Тебе смешно, и забавно, и красиво. Многие говорят, что это «женская» живопись. Но мне все равно, я прошла возраст, когда плакала из-за критики и отказа в выставках. Теперь я работаю для себя.
Мама.Ру:
«Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье» – это своего рода сказки, почему вы решили сделать именно эти книги?
Евгения:
«Алиса» – это что-то фантасмагорическое, сложное и нереальное. Она меня взяла необычностью. Эту книгу предложил сделать издательский дом «Фолио». Для меня это был вызов, потому что книга очень странная: одно перетекает в другое, все необъяснимо, сложно. Я мыслю более реальными образами.
Мама.Ру:
Банальный вопрос, как бы вы назвали свой стиль?
Евгения:
Меня часто об этом спрашивают. Я не знаю, что ответить. Хотя однажды кто-то назвал это «новым сентиментализмом». Я согласна с таким определением, мне нравится эта сентиментальность. И я не хочу ее искоренять, ни в себе, ни в жизни.
Беседу вела Мария Бостон