А что если ребенок вечно хамит?
Еще 15 статей на тему: Психологические проблемы у детей
Почему ребенок капризничает Детская истерика: что хочет сказать ребенок? Психосоматика у детей Вредные привычки у детей Детские капризы: как победить Возраст внимания Застенчивый ребенок: как жить дальше? Что лечат сказками Пет-терапия для детей и взрослых 10 способов управлять поведением трудного ребенка 6 признаков хорошего детского психолога Книга «Экстремальное материнство»: как жить с «трудным» ребенком 10 причин, почему детские истерики — это хорошо «Экстремальное материнство»: учим детей с СДВГ самоконтролю Мой стеснительный малыш: нужна ли помощь мамы?А что если ребенок вечно хамит?
Подростковый психолог Татьяна Пушкова рассказала изданию Мама.ру, что достижение компромисса в общении с ребенком – сложная задача. Зачастую деликатные просьбы родителей игнорируются, а самые скромные замечания сопровождаются бурной истерикой.
Даже самые терпеливые матери и отцы опускают руки: ребенок чувствует безнаказанность и отсутствие сопротивления, постепенно вживаясь в роль манипулятора.
Основа проблемного поведения ребенка — степень удовлетворенности его потребностей.
К ним относятся:
- Физиологические потребности
2. Чувство собственной безопасности
3. Безусловная любовь
4. Уважение
5. Реализация интеллектуального, творческого и физического потенциала.
Проанализируем каждый пункт подробно.
- Ребенку необходимы правильное питание, здоровый сон, свежий воздух и умеренная физическая активность. Особое внимание стоит уделять чистоте и атмосфере в доме.
- Безопасность — это когда ребенку нечего бояться. Если на ребенка повышают голос, а тем более поднимают руку (и я не говорю о травмах насилия), то безопасность на нуле. Тогда результат — нежелание общаться с родителями, враждебность, агрессия, вранье с целью выгородить себя в любом случае, осторожность, мнительность и недоверие к миру.
- Любовь и принадлежность — это когда светло, душевно, тепло, ты и ощущаешь эту подушку семейного очага. А когда холодная мать, запаренная на работе, отмахивается от объятий? А если вместо «Кто твой друг и что он любит?», спрашивают «что в школе?», то ребенок транслирует замкнутость и ищет теплых связей на стороне, понятно, что качество этих связей может быть так себе. А в крайней степени бомбит привлечением к себе негативного внимания, а это как раз – хамство, непослушание, агрессия и все то, что кажется такой непонятной проблемой.
- Потребность в уважении — залог хорошей самооценки ребенка. Если ко мне хорошо относятся, значит, я – хороший. Знаете, что именно внешние суждения и превращаются во внутренние убеждения взрослого человека? А если нет их, этих хороших суждений? Если все «тупица» да «лодырь»? То и терять нечего, раз все равно болваном суждено быть. Можно не напрягаясь катиться вниз. К несчастью, очень часто родители думают, что критика мотивирует. И ребенок сразу захочет исправиться, но в итоге – тупик и недопонимание.
- С реализацией потенциала все сложнее, фактически – это индикатор предыдущих четырех пунктов. Логично, что если ребенок голодный, запуганный, униженный и отвергнутый, то нет никакого пятого пункта, к сожалению. Не будет он ни хотеть учиться, ни стараться победить в соревнованиях.
Вот так просто проблема «хамит, ничего не хочет» сводится всего к пяти пунктам. Возможно, это не та волшебная таблетка, которую хочется получить. Может быть, даже у читателя возникнет сопротивление и он возмутится, что все пункты идеально поставлены дома.
И все же работа с проблемным поведением начинается с объективного анализа сложившейся ситуации. Можно не односторонний даже, а поговорить и со вторым родителем и с самим ребенком. Сверить свое видение и видение других. И кто знает… вдруг уже сегодня вы посмотрите друг на друга новыми глазами?
Подростковый психолог: Татьяна Пушкова
Инстаграм: https://www.instagram.com/pushkova_tanya/
Vk: https://vk.com/tatyana_pushkova