Дети во время войны

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ника Миронова 7 года/лет, 12 мес. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщение
  • #29561

    Ника Миронова
    Участник

    Про людей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «это
    люди с украденным детством». В те времена дети очень рано начинали помогать
    родителям. Но то, что они выполняли тяжёлую, «взрослую» работу, не было для них унизительно или мучительно. Они помогали родителям обеспечить семью всем необходимым для жизни. И, конечно, любящие родители оставляли детям возможности для игры и досуга, делили с ними радости и печали.

    Когда 22 июня 1941 года в жизнь советских людей ворвалась война, все резко изменилось. Фронт разделил страну на 2 части: тыл и оккупированные, то есть занятые фашистами земли. Люди (а с ними и дети) тоже поделились на несколько групп:
    • те, которые остались у себя дома, даже если фашисты пришли в их
    города и села;
    • те, кто жил в тылу;
    • те, кого эвакуировали в тыл, то есть перевезли с их родных,
    насиженных мест в далекие края. Чаще всего, это были сибирские
    города и села, а также Узбекистан и Казахстан.

    Кому из этих людей повезло больше?
    Чьи дети были более счастливыми во время войны?
    Может быть, кто-то и может взвесить, но ясно, что всем пришлось очень тяжело. Те, кто остался на занятой врагом территории, испытывали тяжелые физические и моральные
    мучения. Они видели, как убивают их защитников – солдат и партизан,
    их родных и близких, друзей, соседей, в любой момент их самих могли уничтожить бесчеловечные захватчики.

    Другие проблемы были у детей, которых эвакуировали. Они бежали от войны, оставив
    дом, потеряв друзей и знакомых, очутившись без крыши над головой, без одежды и другого домашнего скарба.

    Взрослые и дети не доедали, но все же получали минимум продуктов по карточкам. Однако правительство РСФСР уже в 1941 г. было ознакомлено с докладом о том, что «набор продуктов, предусмотренныйпродовольственными карточками не обеспечивает нормального развития ребенка и не создает необходимых условий для предупреждения среди детей высокой заболеваемости и смертности». Так, в детских яслях в Казани в 1941 г. дети получали вместо положенного в связи с войной сокращенного пайка в 600 г. масла в месяц всего 100 г., вместо 15 яиц – 3, вместо 1 кг крупы – 200 г., вместо
    600 г.8 сахара – 220 г., вместо 4 кг. картофеля – 1,5 кг. И ни грамма капусты, моркови, фруктов. Ни одного литра молока. Поэтому многие городские дети умирали от недоедания и идущих вслед за ним болезней.

    В годы ВОВ работали на полях женщины, старики. Работало очень много
    детей, потому что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и
    армии и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало
    удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети погоняли коров,
    на которых пахали — лошадей забрали на войну. Ученые, которые занимаются исследованием здоровья населения, выяснили, что во время войны и рост и вес детей были намного меньше, чем в довоенные годы и позже, после войны.

    Дети, оставшиеся сиротами, передавались в детские дома, часть их были усыновлены. Ежегодно в детские приемники-распределители доставляли до полутора тысяч беспризорных детей. В самих детских домах положение было неблагополучное. При нехватке самых необходимых продуктов они еще и расхищались работниками этих
    учреждений, руководителями районов. Из-за неустроенности, недостатка средств многие дети не могли получить образование. Но там, где школы всё же работали, приходилось писать на газетах-тетрадей не было.

    Во время войны, играли очень мало. Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами делали игрушки. Делали кукол из глины, а еще играли с «бабками» – косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. В обычных, небогатых семьях ( во время Великой Отечественной войны состоятельных людей и не было) девочки делали себе игрушки сами. Любимой игрушкой обычно была
    тряпичная кукла. После войны в магазинах появились целлулоидные головки для кукол, к ним можно было пришить тряпичное туловище, и кукла становилась похожей на настоящую. Некоторые делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную
    одежду.

    [img]https://img-fotki.yandex.ru/get/56621/209277206.c/0_14f999_62938114_L.jpg[/img]

    [img]https://img-fotki.yandex.ru/get/56796/209277206.d/0_14f99a_9ed48b9b_L.jpg[/img]

    [img]https://img-fotki.yandex.ru/get/56796/209277206.d/0_14f99b_441918a7_L.jpg[/img]

    [img]https://img-fotki.yandex.ru/get/57985/209277206.d/0_14f99c_3290305_L.jpg[/img]

    Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в
    выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли», даже в городских поселениях, которые в то время были гораздо ближе к сельским. Они были и меньше по размеру, и ближе к природе.

    Дети, жившие в деревне, добывали еду в качестве игры. Очень распространенной и популярной была рыбалка, когда весь улов маленького рыбака выставлялся на стол всей семье. Рыбу ловили по- разному: кто-то самодельной удочкой, кто-то садком или
    корзинкой. Дети, жившие в деревне, ходили в лес по малину и по грибы, купались, когда хотели, ведь за ними никто не смотрел. Более сложной и популярной игрой на
    улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало.

    В футбол, конечно, тогда на улице играли редко. Не было мячей, а часто не было сил, времени, а в холодное время года и подходящей одежды (в длинном пиджаке с отцовского
    плеча и привязанных к ногам галошах не побегаешь). Кроме того, уже с малых лет дети помогали родителям по дому, приглядывали за младшими братьями и сестрами. Большую
    роль в жизни послевоенных детей играл велосипед.
    Несмотря на бедность, велосипед старались купить ребенку обязательно, так что в средних и старших классах велосипеды были у многих.

    В дальние походы ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые «с чужого плеча». В то время в некоторых школах разрешали детям брать лыжи на время для лыжных прогулок. Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали. Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные — иногда самодельные полозья, иногда «Снегурочки» с загнутыми концами, а некоторым счастливчикам покупали беговые.

    Детям в военное и послевоенное время очень редко отмечали день рожденья: для этого у родителей не было ни средств, ни сил. Из праздников в детстве многие больше
    помнят Новый год. Наверно, это связано с тем, что поставить елку и сделать для нее самодельные игрушки было не так дорого, но очень торжественно. Для новогодних
    украшений использовались бумага и картон, фольга и природные материалы.

    Мои мама и тётя — тоже дети войны, в это время они жили в Сальске (Ростовская область). Маме в июне 1941г. было 2,5 месяца, тётя только родилась. Совсем крохами они прожили на оккупированной фашистами территории больше года. Мороз по коже, как подумаю, сколько мирных жителей-женщин, стариков, детей было расстреляно за это время в городе…

    1. http://www.nachalka.com/book/export/html/929
    2. http://zmt001.ucoz.ru/index/detskie_igrushki/0-23
    3. http://freundtm.ucoz.ru/publ/my_rodom_ne_iz_detstva_iz_vojny/1-1-0-3
    4. http://www.otvoyna.ru/statya65.htm
    5. http://sch122-smile.narod.ru/album/child.htm

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.