Что такое норма в развитии ребенка

Что такое норма в развитии ребенка

Школа для родителей «Большая Медведица» провела лекцию психолога Екатерины Мурашовой, посвященную современным системам и методикам воспитания ребенка. Мама.ру побывала на выступлении и публикует основные тезисы речи специалиста.

В самом начале лекции Мурашова объяснила родителям, что самое понятие «норма» меняется с течением времени, зависит от региона, в котором ребенок растет, от культурных и ментальных особенностей окружения маленького человека. Отталкиваясь от этого знания, можно говорить о нормах и сроках в развитии современного ребенка.

Воспитывая малыша, необходимо понимать, что его развитие неотделимо от биологически процессов и от процессов «очеловечивания». «Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи», – говорит психолог.

Как понять, что такое норма?

«Норма – это то, что вы решили для вашей семьи. Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Мы должны составить собственный контекст. Этот контекст должен быть ваш личный, то есть это вы должны решить, что вы подразумеваете под нормой, а не педиатр в поликлинике и не заезжий психолог, а конкретно вы – что вы понимаете под нормой?»

Что понимается под развитием?

В понятие «развитие» включены интеллект, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие. Поскольку у всех дети разные, развитие по всем направлениям у них происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому нельзя сравнивать детей линейно, необходимо рассматривать развитие ребенка «объемно» и комплексно. «Что мы из этого можем сказать про нормы? Фактически ничего. Все время надо помнить, что развитие не однолинейно», – подчеркивает психолог.

Что определяет развитие ребенка?

Для дошкольников это два фактора: сложность ролевой игры, в которую играет ребенок, и сложность вопросов, которые он задает. Чем сложнее оба этих критерия – тем выше интеллект ребенка. «Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего», – указала Мурашова.

Что касается школьников, то такой простой шкалы для измерения их развития нет. Однако есть данные исследований, которые говорят: «2/3 детей с высоким интеллектом – то, что меряется какими-то тестами – не участвуют ни в каких конкурсах и олимпиадах. А треть детей с высоким интеллектом не усваивают программу по основным предметам, имеют по ним плохие оценки».

Чем задержка развития отличается от его нарушения?

Темповая задержка – это запаздывающее развитие. Например, четырехлетний ребенок только освоил то, что должен был научиться делать в три года. Существует также и темповое ускорение, когда ребенок опережает своих сверстников, то есть демонстрирует одаренность, которая со временем пропадет, и развитие придет в норму.

Нарушение развития – это непоследовательный «перекос в появлении тех или иных умений. Например, он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое». При этом Мурашова отмечает, что «возможности у родителей скорректировать уже имеющиеся нарушения развития у ребенка практически безграничны».

Что тормозит развитие ребенка?

— Чрезмерная помощь родителей во всем, что требует развития собственных умений (самостоятельно есть, одеваться).
— Противоречивые команды (иди сюда. ну что ты стоишь? – ну ладно, стой. стой, куда ты идешь?).
— Запрет изучать окружающий мир из-за окружающей ребенка опасности.
— Сокращение периода развития креативности.
— Педагогическая запущенность (например, неконтролируемое количество часов перед телевизором или гаджетом без присмотра со стороны родителей).

Что делать родителям, чтобы развивать ребенка?

Педалировать те умения, которые у ребенка развиты лучше других, а также учить его с самого раннего возраста считаться с чувствами других. Необходимо объяснить ребенку, что в семье он не главный, а ведомый, применяя для этого «правило утки». «Видели когда-нибудь, как ходит утка с утятами? Видели? Утка, а за ней утята. Как вы думаете, были утята, которые сюда ходили, туда ходили? Были, конечно, только их съели, они отобрались естественным отбором. К чему я? Потому что утка знает, куда идти, утка знает, где опасно, где не опасно, а утята не знают». По словам Мурашовой, когда мир вращается вокруг ребенка, это чревато нарушениями в развитии и капризами.

Какие игрушки вредны для развития ребенка?

По мнению Мурашовой, наборы для ролевых игр (посуда, набор для игры в доктора или магазин) значительно сдерживают фантазию ребенка и мешают его развитию. Также она высказалась против всех игрушек из пластмассы, поскольку считает этот материал «мертвым».

Поделиться
Класс

Развитие ребёнка

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться