Что такое норма в развитии ребенка
Еще 11 статей на тему: Как развивать малыша с года до трех лет
10 глупостей, или что мешает ребенку развиваться Психолог Катерина Мурашова прочла лекцию о воспитании детей Воспитание: учим ребенка главным словам Зачем ребенку чувство ритма и как его развить Универсальные законы воспитания ребенка Плюсы и минусы раннего развития Как привить ребенку хорошие привычки Что такое Орф-педагогика? Как развить музыкальный слух у крохи? Сенсорное развитие малыша Какие фразы должен знать малыш?Что такое норма в развитии ребенка
Школа для родителей «Большая Медведица» провела лекцию психолога Екатерины Мурашовой, посвященную современным системам и методикам воспитания ребенка. Мама.ру побывала на выступлении и публикует основные тезисы речи специалиста.
В самом начале лекции Мурашова объяснила родителям, что самое понятие «норма» меняется с течением времени, зависит от региона, в котором ребенок растет, от культурных и ментальных особенностей окружения маленького человека. Отталкиваясь от этого знания, можно говорить о нормах и сроках в развитии современного ребенка.
Воспитывая малыша, необходимо понимать, что его развитие неотделимо от биологически процессов и от процессов «очеловечивания». «Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи», – говорит психолог.
Как понять, что такое норма?
«Норма – это то, что вы решили для вашей семьи. Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Мы должны составить собственный контекст. Этот контекст должен быть ваш личный, то есть это вы должны решить, что вы подразумеваете под нормой, а не педиатр в поликлинике и не заезжий психолог, а конкретно вы – что вы понимаете под нормой?»
Что понимается под развитием?
В понятие «развитие» включены интеллект, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие. Поскольку у всех дети разные, развитие по всем направлениям у них происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому нельзя сравнивать детей линейно, необходимо рассматривать развитие ребенка «объемно» и комплексно. «Что мы из этого можем сказать про нормы? Фактически ничего. Все время надо помнить, что развитие не однолинейно», – подчеркивает психолог.
Что определяет развитие ребенка?
Для дошкольников это два фактора: сложность ролевой игры, в которую играет ребенок, и сложность вопросов, которые он задает. Чем сложнее оба этих критерия – тем выше интеллект ребенка. «Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего», – указала Мурашова.
Что касается школьников, то такой простой шкалы для измерения их развития нет. Однако есть данные исследований, которые говорят: «2/3 детей с высоким интеллектом – то, что меряется какими-то тестами – не участвуют ни в каких конкурсах и олимпиадах. А треть детей с высоким интеллектом не усваивают программу по основным предметам, имеют по ним плохие оценки».
Чем задержка развития отличается от его нарушения?
Темповая задержка – это запаздывающее развитие. Например, четырехлетний ребенок только освоил то, что должен был научиться делать в три года. Существует также и темповое ускорение, когда ребенок опережает своих сверстников, то есть демонстрирует одаренность, которая со временем пропадет, и развитие придет в норму.
Нарушение развития – это непоследовательный «перекос в появлении тех или иных умений. Например, он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое». При этом Мурашова отмечает, что «возможности у родителей скорректировать уже имеющиеся нарушения развития у ребенка практически безграничны».
Что тормозит развитие ребенка?
— Чрезмерная помощь родителей во всем, что требует развития собственных умений (самостоятельно есть, одеваться).
— Противоречивые команды (иди сюда. ну что ты стоишь? – ну ладно, стой. стой, куда ты идешь?).
— Запрет изучать окружающий мир из-за окружающей ребенка опасности.
— Сокращение периода развития креативности.
— Педагогическая запущенность (например, неконтролируемое количество часов перед телевизором или гаджетом без присмотра со стороны родителей).
Что делать родителям, чтобы развивать ребенка?
Педалировать те умения, которые у ребенка развиты лучше других, а также учить его с самого раннего возраста считаться с чувствами других. Необходимо объяснить ребенку, что в семье он не главный, а ведомый, применяя для этого «правило утки». «Видели когда-нибудь, как ходит утка с утятами? Видели? Утка, а за ней утята. Как вы думаете, были утята, которые сюда ходили, туда ходили? Были, конечно, только их съели, они отобрались естественным отбором. К чему я? Потому что утка знает, куда идти, утка знает, где опасно, где не опасно, а утята не знают». По словам Мурашовой, когда мир вращается вокруг ребенка, это чревато нарушениями в развитии и капризами.
Какие игрушки вредны для развития ребенка?
По мнению Мурашовой, наборы для ролевых игр (посуда, набор для игры в доктора или магазин) значительно сдерживают фантазию ребенка и мешают его развитию. Также она высказалась против всех игрушек из пластмассы, поскольку считает этот материал «мертвым».