Тайм-менеджмент для мам

Тайм-менеджмент для мам

Гора невыглаженного белья в гостиной, захламленный балкон, детские зимние куртки на вешалке в коридоре, а на дворе – апрель; немытая чашка на столе и хрестоматийная мама, сокрушающаяся в Интернете, что времени на полноценное общение с ребенком и мужем катастрофически не хватает. Знакомо? Нет. Ну и славно. Чтобы этот бытовой кошмар никогда не стал частью вашей семейной жизни, мы начинаем публиковать серию статей о тайм-менеджменте – системе управления временем, позволяющей родителям, и особенно мамам, успешно делать дела по дому, воспитывать детей и находить время на саморазвитие и отдых.

С чего все началось?

В мир родителей тайм-менеджмент пришел из психологии и бизнеса, где рациональный подход ко времени – основа успеха. Талантливые бизнесмены поняли, что учитывать время нужно точно так же, как любой другой ресурс. Они взяли в руки таймер и стали фиксировать, сколько часов и минут уходит на проверку почты или обсуждение проекта на совещании и, исходя из этого, начали активно планировать и все записывать; разделили дела на группы и освоили много других полезных в плане личной эффективности привычек. Казалось бы, причем здесь семья? Выяснилось, что многие родители так же пришли к выводу: время – не бесконечный ресурс. Иллюзия, что отпуск по уходу за ребенком будет длиться вечно, покидает мать ровно в тот момент, когда она празднует третий день рождения своего малыша. У многих женщин появляется щемящее чувство упущенных возможностей: так ли часто, как хотели, они играли с ребенком в развивающие игры? Много ли вместе читали? Нашли ли время написать сценарий для детского дня рождения? Освоено ли вышивание крестиком? Подтянут ли до нужного уровня английский? За плечами в основном уборка, стирка и магазины. Быт забрал большую часть полезного времени. Что же делать? Открывать книги по планированию.

Основа основ

Больше всего времени мы теряем, когда пытаемся делать тысячу дел одновременно. День матери полон забот: разбудить детей, накормить их завтраком, погулять, приготовить обед, уложить на тихий час, придумать ужин, убрать квартиру, поговорить с подругой по телефону, развесить чистое белье… Как все успеть, если ребенок требует внимания?

В первую очередь, постарайтесь развить у себя чувство времени. Возьмите таймер и включайте его всякий раз, когда беретесь за домашние дела. Довольно скоро вы с точностью до минуты определите, сколько времени занимает у вас мытье посуды или приготовление супа на обед, и планировать станет проще. Вы заняли ребенка игрой и можете выделить 15 минут на хозяйственные дела: сможете ли вы прямо сейчас ответить, что полезного успеваете за этот период? Когда таймер станет вашим постоянным спутником, внутренние часы начнут различать минуту, пять, десять минут и так далее. Подсчет времени поможет самодисциплине и не даст расслабиться. Таймер просигнализирует, например, что пора остановиться и выйти из Интернета, если вы определили для отдыха строго 20 минут. Вы не обнаружите себя втянутой в очередное бессмысленное занятие во время детского сна, а сможете использовать драгоценные часы себе во благо. С таймером вы не потеряете контроль над временем.

Расставьте приоритеты. В основе тайм-менеджмента лежит умение в текущий момент делать именно то, что запланировано. Но и планировать нужно с умом. Не гонитесь за всем сразу. Поставьте на первое место качественное общение с ребенком и мужем (чтение малышу перед сном часто важнее чистого пола); не забудьте про блок домашнего хозяйства и непременно оставьте время для личного отдыха.

Планируйте шаг за шагом, помечая приоритетность дел, тогда к концу дня вы будете удовлетворены, даже если не сможете выполнить все дела из списка, ведь главное на сегодня будет сделано. Если выделить главное с ходу не получается, воспользуйтесь Матрицей Эйзенхауера: разделите лист на 4 части и разнесите дела по срочности:
Тайм-менеджмент для мам 21. В первый верхний квадрат поместите важное и срочное. Это неотложные проблемы, горящие дела: отвести ребенка с больным зубом к доктору; позвонить родственнику в больницу; оплатить просроченный счет за детский сад. Эти дела откладывать нельзя! И вам сразу станет проще понять, с чего начать день.
2. Второй квадрат – важное, но несрочное. Купить подарок мужу на грядущий день рождения. Выделить время на это очень важно, но день-другой с покупкой можно подождать.
3. Третий квадрат – неважное, но срочное. Дела в этом квадрате только претворяются важными, а на самом деле их можно отложить. Вы обещали перезвонить подруге и знаете, что разговор займет не менее часа во время детского сна, а вы хотели в это время испечь пирог на ужин для всей семьи. Нужно ли делать звонок сейчас или лучше связаться с подругой в другое время?
4. Последний квадрат – несрочное и неважное. Здесь все просто: ответ на комментарий на форуме явно нельзя назвать делом дня, а, меж тем, именно такие дела и убивают от трех до пяти часов в сутки. Есть над чем подумать!

Учитесь делегировать. Еще один базовый принцип тайм-менеджмента – делегирование полномочий или, говоря другими словами, поиск помощников. Не у всех есть возможность пригласить няню или помощницу на постоянной основе. Однако если такая возможность найдется, проще заплатить за мытье окон специально нанятому человеку и провести время в парке с детьми, чем потратить выходной, балансируя на подоконнике. Не стремитесь сделать все самостоятельно, учитесь просить помощи у близких: муж может не только чинить кран или делать ремонт, но и на регулярной основе водить детей на кружки или покупать еду по выходным. Семья и дети – зона ответственности обоих родителей, и мама не должна браться за все сама. Не отказывайтесь от помощи бабушек, если они предлагают (но и не расстраивайтесь, если таковой помощи нет).

Подумайте над рутинами. Рутины – это ритуалы, которые изо дня в день автоматически выполняются утром и вечером. Приучите себя, например, ежедневно уделять три минуты мытью раковины после утренней чистки зубов, и у вас всегда будет аккуратная ванная. Подумайте над тем, что бы вам особенно хотелось закрепить в своей жизни: косметические процедуры – прекрасно! Витамины по утрам – еще лучше. Ваши рутины могут выглядеть так: душ, легкая уборка, планирование грядущего дня, подготовка вещей для завтрашней прогулки и занятий с детьми, чтение на ночь.

Тайм-менеджмент – философия родителей с активной жизненной позицией. Эта система, конечно, не даст ответы на все вопросы, но поможет разобраться с главными: как организовать жизнь семьи и достигнуть максимальной семейной гармонии. А в наших следующих статьях мы расскажем о том, как разделаться с лягушкой и съесть слона. Заинтригованы? Следите за обновлениями.

Анна Шумовская

Поделиться
Класс

Работа и развитие женщины в декрете

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться