Что такое Орф-педагогика?

Что такое Орф-педагогика?

Классическое Орф — занятие — это движение и музицирование на Орф-инструментах. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.
Орф-общества есть в десятках стран мира. Некоторые из них насчитывают несколько тысяч членов (США). Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары и многоуровневые курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте в Австрии.

Кто такой Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог. Он наиболее известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937).

Что такое Орф-подход?
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Она не предполагает только одну ограниченную цель или фиксированный набор шагов для её достижения.

Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. При этом мама знакомится с массой новых идей и инструментов для игры с ребенком.

Из чего состоит урок?
— движение и танец (традиционный и художественный;
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— пение;
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур , на выдуманном языке);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— ксилофоны;
— звучащие жесты (body percussion) — это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

Каковы принципы Орф-обучения?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).

В музыкальной школе все наоборот:
1. Обучение оторвано от развития.
2. Все предметы сразу отдельные — движения вообще нет, дети сидят весь урок.
3. Важен только результат
4. Сначала теория – ноты.

Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами не работает. Орф-уроки дополняют, предваряют и готовят к академическому образованию.

Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Катя шла»
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха», перевод Б. Заходера)
1. Ходим и читаем вслух это стихотворение, пока не выучим наизусть.
2. Хлопаем на «тирлим-бом-бом».
3. Хлопаем вместо «тирлим-бом-бом».
4. Делимся на две партии. Один читает основной текст, другой произносит или хлопает «тирлим-бом-бом». Меняемся ролями.
5. Вместо хлопания стучим по любому предмету.
6. Под основной текст тоже стучим или хлопаем, попадая ударами в слоги.
7. Делимся на те же две партии и только стучим, а слова произносим беззвучно.
8. Основную часть произносим, вместо «тирлим-бом-бом» прыгаем (бегаем, садимся на корточки – каждый раз разное). Поняв правила игры, ребенок каждый раз придумывает новое задание.

Сайты
Орф в Москве
Музей и фонд Орфа
Орф-Шульверк Форум — международная организация, координирующая Орф-движения во всем мире

Литература
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. — М., 1978
Леонтьева О. Карл Орф. — М.. 1984.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

Курсы
Обо всех курсах, проходящих на территории России можно узнать на сайте.
__________________________________________________________________________

Статья подготовлена по материалам Вадима Каневского, композитора и Орф-педагога.

Поделиться
Класс

Методики развития и воспитания

Выбор редакции

Детское воровство: причины и решения
Три профессии, которые сделают вас экспертом благодаря вашему ребенку
Если ребенок не играет один
Между сном и укачиваниями: как молодой маме успевать заботиться о коже лица
Скакалка – эффективное средство для похудения
Как вводить прикорм, чтобы ребенок правильно развивался и рос — инструкция для мам
Как защитить кожу от солнца — советы дерматолога
Сон новорожденного: что нужно знать маме?