Хоумскулинг: мода или польза
Хоумскулинг: мода или польза
Российская система образования позволяет ребенку учиться в домашних условиях. Этот вид обучения называют хоумскулинг. Мама.ру разобралась, есть ли семейное образование в нашей стране, какие методики хоумскулинга существуют и что все же выигрывает: дом или школа?
Что такое хоумскулинг?
Хоумскулинг (от англ. homeschooling – домашнее обучение) – это обучение детей дома без участия какого-либо образовательного учреждения. В Америке и странах Западной Европы это явление давно уже стало таким же привычным, как и школьное обучение. По опыту семей, прошедших через хоумскулинг, знания у детей, обучавшихся дома глубже, они легче поступают в высшие учебные заведения и строят более успешную карьеру. В России хоумскулинг только набирает обороты, но уже сейчас все больше семей отказываются от формального школьного обучения, лишенного индивидуального подхода к ребенку и дающего низкий уровень образования, в пользу обучения дома.
Однако прежде чем перевести свое чадо на домашнее обучение, стоит осознать всю серьезность этого шага. Переход на хоумскулинг означает, что вся ответственность за образование и развитие ребенка ложится на плечи родителей. Стоит быть готовыми самим организовывать учебный процесс, проводить с ребенком гораздо больше времени, оплачивать репетиторов. Нередко родители, забирающие ребенка из школы на домашнее обучение, сталкиваются с непониманием и осуждением со стороны родственников, окружающих, школьной администрации и чиновников от образования.
Есть ли хоумскулинг в России?
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании в РФ. Согласно ему, любая семья может воспользоваться правом получать семейное образование.
Форма семейного образования предполагает освоение ребенком учебных дисциплин дома с помощью родителей (или законных представителей) либо приглашенных на дом педагогов. По закону школа не имеет права вмешиваться в учебный процесс, поэтому выбор методик обучения осуществляется полностью на усмотрение родителей. Контроль качества семейного образования, которое получает ребенок, осуществляется при помощи аттестации в конце каждого учебного года. Неаттестованные в установленные сроки учащиеся обязаны продолжить образование в школе.
По окончании 9 класса ребенок, находящийся на семейном образовании, обязан пройти Государственную итоговую аттестацию (ГИА), а после 11 класса сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ), по результатам которых ему выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
1. Проинформировать органы местного самоуправления (администрацию города или управу района) о желании перейти на семейное образование.
2. Если ребенок уже учится в школе, необходимо написать заявление на имя директора школы о переходе на семейное образование. Сделать это можно на любом этапе обучения. По закону ребенок имеет право также в любой момент вернуться на школьное обучение.
3. Выбрать учебное учреждение, где ребенок будет проходить ежегодную аттестацию, и заключить с ним договор на оказание такой услуги. На основании этого договора ребенок будет прикреплен к школе в качестве экстерна. Ежегодная аттестация, ГИА и ЕГЭ для экстернов проводится бесплатно.
Важно знать!
• По закону «прикрепиться» для прохождения аттестации можно к любой школе по выбору родителей. На деле подавляющее большинство школ не имеют опыта работы с экстернами и отказываются принимать от родителей заявления о переходе на семейное образование. В столице лишь несколько школ работают с «семейниками», в регионах же такие учебные заведения можно пересчитать по пальцам.
• Законодательство никак не регламентирует финансовое обеспечение семейного образования. По закону компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике, семьи не получают ничего.
Как учить ребенка дома: методики домашнего обучения
Традиционный метод (или Школа дома)
Самый простой путь, по которому могут пойти новоиспеченные хоумскулеры, это прохождение школьной программы в домашних условиях. В роли учителя здесь может выступать один или оба родителя, могут использоваться те же учебники, что и в школе. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5-6 учебных часов до 1,5-2. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, изучения дополнительных иностранных языков, музыкального образования.
Тематические занятия (Unit study)
Это подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин: истории, географии, науки, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такой способ организации способен легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.
Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом:
• история – рыцарство как сословие, рыцарские ордена;
• география – завоевания во времена крестовых походов;
• литература – рыцарский роман и поэзия;
• живопись – изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков;
• архитектура – рыцарский замок и т.п.
Можно самим изготовить рыцарские доспехи и разыграть, к примеру, посвящение в рыцари, или попробовать решить математические задачи о рыцарях и лжецах.
Метод Шарлотты Мейсон
Это метод домашнего образования, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Автор методики, появившейся еще в начале прошлого века, настаивала на уважении ребенка как личности и предоставлении ему возможности читать «живые книги» вместо сухих, построенных на голых фактах учебниках, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи. Мейсон утверждала, что в школах стремятся лишь заполнить голову готовой информацией, задача же домашнего обучения – научить размышлять, давая возможность участвовать в реальных жизненных событиях.
Анскулинг (от англ. unschooling – необучение)
Приверженцы анскулинга противопоставляют этот метод хоумскулингу, ведь анскулинг предполагает не просто отказ от школы как образовательного учреждения, но и от какой-либо программы и системы обучения вообще.
Этот метод обучения был придуман в середине 70-х годов прошлого века американцем Джоном Холтом, который был вдохновлен природной любознательностью ребенка, его постоянным желанием узнавать что-то новое, а не планом родителя по обучению чада. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники, обеспечивая ребенка всем необходимым для его познавательной деятельности. При этом абсолютно нормально, что в семье анскулеров ребенок лет до 12 может не уметь читать. В какой-то момент он сам увлечется, к примеру, новой игрой, где ему придется научиться читать написанные на карточках слова и предложения.
Согласно философии анскулинга, как только потребность в каком-то виде деятельности назреет, она может быть легко освоена ребенком при помощи родителей. Очевидно, что воспитание в стиле анскулинга требует определенных личностных качеств и от родителей: терпение, активность, гибкость, желание и готовность учиться вместе с ребенком и никуда его не торопить.
Нонскулинг
Радикальное направление анскулинга, при котором родители не просто дают своим детям свободу изучать то, что им интересно, но также не ставят ограничений в других аспектах жизни. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры или смотреть телевизор, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать. Как утверждают приверженцы такой воспитательной системы, дети, сами принимающие подобные решения, вырастают более счастливыми и свободными.
Эклектический подход
Самый популярный подход среди родителей-приверженцев семейного обучения.
Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития. Так, математику и физику можно изучать по школьной программе, музыку и искусство – по методу Шарлотты Мейсон, а анскулинг хорошо применять, например, к географии и истории – по мере возникновения интереса у ребенка.
Что лучше: хоумскулинг или школа?
В России семейное образование уже получают от 75 до 100 тысяч детей, и эта цифра постоянно растет. Плюсы хоумскулинга для ребенка очевидны:
• Ребенок осваивает учебные дисциплины в своем режиме – быстро проходя понятные моменты и останавливаясь на более сложных. При этом в среднем на освоение школьной программы дома тратится втрое меньше времени, чем на ежедневные походы в школу.
• Хоумскулинг поддерживает присущий каждому ребенку интерес к познанию и развивает любовь к учебе.
• Ребенок получает полный объем знаний в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.
• Хоумскулинг не ограничивает двигательную активность ребенка, что может негативно сказаться на его здоровье, особенно в младших классах.
• Наконец, ребенок имеет возможность насладиться детством: обучение дома оставляет достаточно свободного времени для творчества и игр.
Основным аргументом противников домашнего обучения является отсутствие социализации в коллективе сверстников. Однако не стоит забывать, что проблемы общения могут возникнуть и у школьников – примером негативной социализации может быть дедовщина, которая нередко происходит в школах.
Гораздо большей проблемой хоумскулеры считают дисциплину: свободный график создает соблазн откладывать учебные дела на потом. В любом случае, выбирать, что лучше для конкретного ребенка – очное обучение в школе или семейное образование на дому – дело родителей, ведь никто лучше них не знает способностей своего ребенка. Главное в этом деле – действовать в его интересах!
Дарья Лялина
Читайте также на Маме.ру:
Домашнее обучение – что это такое
Фотография: Shutterstock