Тайм-менеджмент: как не откладывать дела
Знакомо ли вам слово «прокрастинация»? Этим термином психологи обозначают откладывание дел, приводящее к болезненным последствиям. Человек может осознавать, что ему нужно срочно что-то сделать, но будет до последнего искать повод не работать. Отличие от лени в том, что ленивый человек не беспокоится о последствиях ничегонеделания, а прокрастинирующий – очень переживает, но все равно не приступает к активным действиям. Почему так происходит?
Тайм-менеджмент описывает несколько причин откладывать важные дела:
• За дело трудно взяться. Оно пугает размерами, и кажется, что справиться с ним невозможно. За огромное, как слон, дело людям браться просто боязно.
• Работа хоть и не очень большая, но не приносит никакого удовольствия. В тайм-менеджменте она называется лягушкой. Мысленно люди стремятся избежать неприятных эмоций и стараются не делать дел-лягушек.
• Трудно принимать решения. Такие дела по классификации Алены Мороз, руководителя проекта «Успевай с детьми», называются апельсинами. Это задачи, требующие принятия решений.
Хорошая новость в том, что с любым заданием можно справиться, если приступить к нему правильно.
Слон. К большим делам подойти действительно страшно. Часто мамы ставят перед собой глобальные цели: вести здоровый образ жизни, гармонично развивать ребенка или разобрать огромный шкаф в детской. Объем работ при этом настолько большой, что сознание блокирует все стремления к переменам. Женщина говорит себе, что начнет новую жизнь с понедельника или разберет шкаф в следующие выходные. Работа при этом остается не сделанной в течение многих месяцев, а мама раздражается всякий раз, как проходит мимо забитого одеждой и игрушками шкафа.
Что делать? Есть слона по кусочкам. Разделите дело на этапы или маленькие части, которые не вызовут у вас внутреннего дискомфорта. Не разбирайте весь шкаф сразу. Начните с одной-двух полок в день.
Разбейте глобальные цели вроде «вести здоровый образ жизни» на конкретные шаги: например, составить меню для здорового питания на две недели, записаться в фитнес-клуб, сходить в поликлинику на ежегодный медицинский осмотр. Пошаговое планирование значительно уменьшит страх перед объемными задачами.
И помните, что, чем дольше мы откладываем решение проблемы, тем больше она становится. Не разобрали вещи, из которых вырос ребенок, сегодня? Через месяц имеете дело с комодом, забитым новой и старой одеждой!
Лягушка. Дела-лягушки с нами всю нашу жизнь: именно их мы не любим больше всего, именно от них стараемся дистанцироваться. А в результате они накапливаются и портят нам настроение. Кто-то терпеть не может мыть пол, кому-то не нравится стоять в очередях в Сбербанк, чтобы оплатить счета за квартиру или дополнительные занятия для ребенка, а кто-то не любит готовить завтраки.
Что делать? Лучше всего зажмуриться и сделать. Выполнить работу, не давая себе времени на раздумья. Как только мы начинаем детально вспоминать, что для мытья пола нам нужно набрать тяжелое ведро воды, а потом отжать в нем грязную тряпку, весь энтузиазм навести порядок исчезает. Поэтому не дайте мыслям себя одолеть: вставайте и начинайте делать. Если уж совсем тяжело, пообещайте себе, что прекратите уборку через 3 минуты. Психологи доказали: этого времени достаточно, чтобы увлечься. Вам будет жалко бросать начатое, а в результате будет, за что себя похвалить.
Еще один способ помочь себе расправиться с нелюбимыми делами – сделать их привлекательными. В случае с нелюбовью к уборке поэкспериментируйте с хозяйственными инструментами: купите себе удобную швабру или цветной совок. Вы удивитесь, как такие мелочи смогут поменять ваше отношение к нелюбимому занятию.
Апельсин. В анекдоте, благодаря которому появилось название этого типа дел, персонаж жалуется на свою очень нервную работу: он сортирует апельсины, укладывая большие в корзинку, а маленькие в ящик, и ежесекундно должен принимать решения. Действительно, многие дела мы откладываем потому, что не хотим брать на себя ответственность. Хотим начать водить ребенка на занятия по плаванию, но не можем определиться, в какой бассейн лучше, а в результате не покупаем абонемент. Хотим сходить всей семьей в кино, но не можем решить, какой фильм подойдет самым младшим. Планируем отдых, но до последнего не решаемся купить билеты, а когда собираемся покупать, выясняем, что все билеты проданы, поэтому остаемся дома. Знакомо?
Что делать? Самый действенный способ – поставить себе крайний срок для решения проблемы. Например, до конца недели выбрать бассейн и записать туда ребенка. И не думать о преимуществах и недостатках спорткомплексов после этого времени.
Еще один вариант – делегировать полномочия. Да, вам трудно решить, в каком бассейне лучший тренер. Но, возможно, ваш муж сделает это легко. Если совсем не получается определиться с выбором, киньте монетку.
Не откладывайте дела! Не бойтесь больших проектов: дорогу осилит идущий. Не думайте о неприятном, а действуйте. И принимайте решения быстро.
В следующей статье мы обсудим, что поглощает у нас больше всего времени: Интернет, телевизор или неумение концентрироваться.
Анна Шумовская
Сейчас на форуме обсуждают:
Уборка – чисто женская обязанность?
Как побороть лень?
Ничего не хочу делать