Синдром Мюнхгаузена

Синдром Мюнхгаузена

Время прочтения: 9 минут

Содержание:
Что такое синдром Мюнхгаузена
Причины возникновения
Симптомы
Диагностика
Лечение

Синдром Мюнхгаузена

Синдром Мюнхгаузена — это психическое расстройство, при котором человек симулирует болезни или наносит себе вред, чтобы получить медицинскую помощь и внимание. За таким поведением стоит не симуляция ради материальной выгоды, а потребность в психологическом удовлетворении. Это серьезное заболевание, которое требует лечения у специалистов.

Что такое синдром Мюнхгаузена

Его название связано с бароном Мюнхгаузеном1, литературным персонажем, известным своими выдуманными историями. Люди с этим психическим расстройством постоянно жалуются на свое состояние, хотя здоровы. Они выдумывают, имитируют симптомы, похожие на разные болезни, преувеличивают недомогания, иногда причиняют себе реальный вред. Те, кто имеет сидром, настаивают на обследованиях, лечении, даже если к этому нет медицинских показаний2. Цель — получить внимание и заботу, которые ассоциируются с ролью больного3.

Классификация

В источниках можно встретить разные подходы к его описанию4.

  • По форме проявления. Симуляция болезни и самоповреждения — два основных направления. При первом варианте человек просто имитирует симптомы, во втором — наносит себе травмы, ранения. Часто оба подхода сочетаются.
  • По направленности. Синдром Мюнхгаузена может быть:
  • классический;
  • по доверенности (его еще называют навязанным или делегированным5). 

В первом варианте человек симулирует недуг для себя. Во втором — имитирует или вызывает болезнь у другого человека (обычно ребенка), находящегося под его опекой6. Матери могут намеренно вызывать нарушения у своих детей. Они подводят врачей к тому, чтобы те ставили неверные диагнозы, предлагали ненужные процедуры. Вариант по доверенности значительно опаснее, так как может нанести вред здоровью ребенка, создать дополнительные психологические проблемы. Яркий и пугающий пример делегированного синдрома Мюнхгаузена показан в фильме «Острые предметы» по одноименному роману Гиллиан Флинн. Героиня на протяжении многих лет придумывала и провоцировала у дочерей симптомы различных заболеваний, отравляла их разными препаратами. Она убедила девочек в том, что они больны и нуждаются в ее уходе. В результате одна из дочерей умерла от отравления. Вторая, избавившись от влияния матери, начинает длительную терапию и борется с приобретенной склонностью к самоповреждению. 

  • По тяжести. Строгой градации тут не существует. Есть разная степень выраженности проявлений и частоты обращений за медицинской помощью. Одни больные могут имитировать относительно незначительные симптомы, другие прибегают к серьезным самоповреждениям и многократным госпитализациям. 

Эти подходы не взаимоисключающие, в клинической практике часто встречается смешанная картина. Классификация носит описательную роль, не применяется для медицинского диагностирования.

Причины возникновения

Точные причины заболевания до сих пор не ясны. Основа его возникновения — неудовлетворенные психологические потребности7

Все причины синдрома Мюнхгаузена можно упрощенно разделить на несколько категорий. Фактически они переплетаются8:

Психологические факторы: 

  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • потребность во внимании, заботе, подтверждении своей значимости;
  • трудности с преодолением стресса.

Клинические факторы:

  • искаженное восприятие своего тела, его здоровья;
  • нарушения личности. Часто симптому сопутствуют другие психические заболевания: пограничное расстройство личности, депрессия, тревожные расстройства.

Биологические факторы. Не изучена полностью роль генетической предрасположенности и нейробиологических особенностей мозга в появлении синдрома Мюнхгаузена.

Социальные факторы9

  • жизненный опыт. Это расстройство часто связывают с историей детских травм, недостатком любви, поддержки. В результате человек ищет их таким путем во взрослой жизни;
  • негативный опыт получения врачебной помощи;
  • общественное мнение или недостаток социальных связей.

При варианте по доверенности опекун вызывает симуляцию болезни у ребенка, чтобы привлечь внимание к себе через «страдания» своего подопечного.

Симптомы

Характерные паттерны поведения при расстройстве10.

  1. Поведенческие:
  • многократные обращения за медпомощью;
  • искажение информации о своем здоровье. Человек может преувеличивать или выдумывать недомогания, скрывать историю болезни. Он обращается в разные учреждения к разным врачам;
  • настаивание на ненужных обследованиях, процедурах, их повторении;
  • игнорирование лечебных рекомендаций;
  • драматизация своего состояния;
  • несоответствие жалоб данным обследований;
  • самоповреждение.
  1. Физические.

Пациенты часто знают медицинские термины, способны имитировать любые заболевания. Например, лихорадка, боли в животе, сыпь, кровотечения (через прием антикоагулянтов или препаратов, вызывающих желудочное кровоизлияние). Для подтверждения своих симптомов используют различные методы. Например, прием запрещенных веществ, лекарств в большом количестве, подмешивание крови в биологические жидкости для анализов, нанесение себе травм11. А результаты анализов и обследований не соответствуют описываемой клинической картине.

Перечисленные моменты не обязательно указывают на синдром Мюнхгаузена. Врач должен провести комплексное обследование, исключить реальные заболевания. При делегированном синдроме мать наносит травмы ребенку, дает лекарства, подталкивает его к обману врачей, заставляет проходить ненужные медицинские процедуры.

Диагностика

Чтобы выявить синдром Мюнхгаузена, врачу требуется большой опыт. Нет одного теста или критерия, можно спутать симуляцию с реальной болезнью. Диагноз устанавливается на основе собранных данных и наблюдений12:

  1. Медицинская история. Терапевт анализирует ее, выделяет расхождения жалоб с объективными данными, несоответствие в словах о состоянии.
  2. Психиатрическое обследование необходимо, чтобы выявить другие психические заболевания. Специалист оценит личность, мотивацию человека, его способность контролировать себя. Врач попытается понять глубинные психологические потребности.
  3. Исключение соматических заболеваний. Для этого проводятся лабораторные и инструментальные исследования13.
  4. Наблюдение за поведением пациента.
  5. Учет социальных обстоятельств, семейной ситуации человека.

Процесс диагностики14 долгий и сложный, потому что пациенты скрывают свои настоящие мотивы, сознательно обманывают сотрудников учреждений здравоохранения. Подозрение обязательно подтверждается психологом или психиатром. Нужен осторожный, чуткий подход, ведь неправильное определение состояния пациента может вызвать дополнительные проблемы.

Самый сложный случай диагностики — это когда кто-то, обычно мать, специально делает больным своего ребенка. Страдает его физическое и психическое здоровье, а не только психика взрослого15. Выявить навязанный синдром Мюнхгаузена еще труднее, чем классический. 

Лечение

Терапия учитывает потребности пациента. Успех зависит от готовности больного к сотрудничеству, глубины его психологических проблем16

  1. Психотерапия — основной метод лечения. Врачи применяют когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), диалектико-бихевиоральную терапию (ДБТ). Эти методы помогают пациенту понять причины своего поведения, учат здоровым способам справляться со стрессом, повышать самооценку.
  2. Может потребоваться медикаментозная терапия для лечения сопутствующих психических расстройств. Психиатр назначает препараты по конкретной клинической картине.
  3. Важна социальная поддержка (семейная, групповая терапии). Ее цель — помочь пациенту в адаптации к повседневной жизни, преодолении трудностей.
  4. При тяжелом течении расстройства или риске самоповреждения может потребоваться госпитализация17.

Если мать больна синдромом Мюнхгаузена по доверенности, главное — защитить ребенка от нее, обеспечить ему безопасность. Лечение нужно обоим. Ребенка уберегают от манипуляций, иногда временно разлучая с мамой и поселяя в безопасном месте.

Предсказать, как будет развиваться болезнь, сложно. Выздороветь полностью не всегда получается, возникают рецидивы. Цель лечения — снижение выраженности симптомов, улучшение качества жизни пациента, предотвращение негативных последствий.

Синдром Мюнхгаузена — это серьезная болезнь, а не «притворство». Нельзя заниматься самолечением.

Список литературы:

  1. Кириллова Л. Г., Шевченко А. А., Василенко М. А. [и др.] / Тот самый барон Мюнхгаузен и синдром Мюнхгаузена // Международный неврологический журнал. 2008. № 1. С. 85–89. URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/4856?ysclid=m4wprhaz5316101468 (дата обращения: 19.12.2024).
  2. Иманова О. Э. Номинации известных личностей и литературных героев как компоненты медицинской терминологии в русском языке // Язык и межкультурные коммуникации : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. Д. Стариченок [и др.] ; отв. ред. В. Д. Стариченок. Минск, 2023. С. 135–140. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория БГПУ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 19.12.2024).
  3. Стрельцов Е. А. Синдром Мюнхгаузена // Медицинский вестник Юга России. 2020. Т. 11, №2. C. 19–22. Электрон. копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-myunhgauzena (дата обращения: 19.12.2024).
  4. Орлов Ф. В. Современные представления о симулятивном расстройстве (синдром Мюнхгаузена) / Ф. В. Орлов, А. В. Голенков // Медицинская сестра. 2019. №2. С. 19–22. https://medsestrajournal.ru/sites/default/files/fulltext-pdf/25879979-2019-02-05.pdf (дата обращения: 19.12.2024).
  5. Семенова Е. М. Синдром Мюнхгаузена : (лит. обзор) / Е. М. Семенова, Д. С. Довгань, А. В. Еншова, Е. В. Малинина // Южно-Уральский медицинский журнал. 2021. №1. С. 97–110. Электрон. копия доступна на сайте журн. URL: http://sumj.ru/media/issues/2021/06/20/verstka-1-21.pdf#page=97 (дата обращения: 19.12.2024).
  6. Щукина А. В. Синдром Мюнхгаузена по достоверности как феномен деструктивного поведения родителя // Трансдисциплинарные измерения в современной науке и образовании : материалы V Молодеж. Сиб. психол. форума / под ред. М. А. Подойнициной, Е. В. Смешко. Томск, 2022. С. 106–107. Электрон. копия доступна в Электрон. б-ке (репозитории) Том. гос. ун-та. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/koha:000997665/SOURCE1 (дата обращения: 19.12.2024).
  7. Кривихина А. А. Синдром Мюнхгаузена: социально-психологические проблемы // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №4. С. 333–336. Электрон. копия доступна на сайте КиберЛенинка. https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-myunhgauzena-sotsialno-psihologicheskie-problemy (дата обращения: 19.12.2024).
  8. Орлов Ф. В. Современные представления о симулятивном расстройстве (синдром Мюнхгаузена). https://medsestrajournal.ru/sites/default/files/fulltext-pdf/25879979-2019-02-05.pdf (дата обращения: 19.12.2024).
  9. Стрельцов Е. А. Синдром Мюнхгаузена.
  10. Стрельцов Е. А. Синдром Мюнхгаузена.
  11. Собенников В. С. Соматизация и соматоформные расстройства // Иркутск, 2014. С. 219–220. https://psychiatr.ru/download/1897?view=1&name=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%
    BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%
    82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf 
  12. Семенова Е. М. Синдром Мюнхгаузена.
  13. Х. Киннс, Д. Хаусли,ДБ Фридман Синдром Мюнхгаузена и имитируемое расстройство: роль лаборатории в его выявлении и диагностике. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23592802.
  14. Дюкова Г.М. Синдром Мюнхгаузена в лечебно-диагностической практике / Г.М. Дюкова, Б.А. Спасенников // NovaInfo.Ru. 2016. №56, т. 1. С. 411–417. https://novainfo.ru/pdf/000056.pdf#page=853 (дата обращения: 19.12.2024).
  15. Куприянова Т. А. Синдром Мюнхгаузена by proxy в детской психиатрии: клинический случай / Т. А. Куприянова, Е. В. Корень // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. №3 (19). С. 37–45. https://psychildhealth.ru/2019-03.pdf#page=37https://psychildhealth.ru/issues.html (дата обращения: 19.12.2024).
  16. Орлов Ф. В. Современные представления о симулятивном расстройстве (синдром Мюнхгаузена).
  17. С де Фонтен, Дж. Ван Гертруйден, X Прюдомм, Д. Гольдшмидт. Синдром Мюнхгаузена. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11216611.

Автор: Ткаченко Н.

Дата публикации: 19.01.2025

Поделиться
Класс

Болезни новорожденных

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться