Методика Никитиных
Методика Никитиных
Основатели
Борис и Елена Никитины — родители, педагоги, авторы оригинальной методики семейного воспитания, одни из основоположников идеи формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, сейчас в семье подрастают 24 внука.
Суть метода
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах деятельности. Но для наиболее эффективного развития интеллекта и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.
Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Это означает, что родители должны наполнить свой дом физическими снарядами, интеллектуальными и творческими играми и пособиями, много заниматься со своими детьми. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.
Основные идеи
- Свобода творчества детей: никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности.
- Родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. То же самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Регулярные воздушные ванночки, закаливающие процедуры.
- Борьба со стерильной средой.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит его занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), нужно продемонстрировать преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете малышу, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
Спорные моменты
Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, интеллекта, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона воспитания почти отсутствовала. Интенсивно развиваются способности, за которые отвечает левая половина мозга, практически оставляя правую половину без внимания. Но, если малыш родился с гуманитарными склонностями, то, по системе Никитиных, мы как раз упускаем возраст, чувствительный к развитию этих способностей.
Что касается физической закалки – важно не перестараться. Есть детишки, которые комфортно чувствуют себя при +18, если ваш ребенок – не из таких, лучше смягчить стартовые условия.
Полезные ссылки
— тут можно приобрести интеллектуальные игры Никитиных