Физкультурное оборудование групповой комнаты

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  IamNata 10 года/лет, 4 мес. назад.

Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #34315

    IamNata
    Участник

    Я расскажу об организации физкультурного уголка.
    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
    Жан жак Руссо
    В настоящее время увеличилось число воспитанников, имеющих проблемы в состоянии здоровья. Поэтому остро встает вопрос о поисках новых форм, методов, приемов в работе с детьми, направленных на укреплении, совершенствования коррекции как физического, так и психического здоровья ребенка.
    Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями.
    Предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда, которая может быть представлена как уголок здоровья или физкультурный уголок оборудованный спортивным инвентарем, пособиями, игровым материалом. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное как фабричное, так и нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации функционально-оздоровительной работы.
    При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей-дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
    индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
    особенностей его эмоционально-личностного развития;
    индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ( ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования науки №1155 от 17.10.2013г.)
    Насыщенность среды должна соответствовать возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
    двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
    эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
    возможность самовыражения детей.
    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
    Полуфункциональность материалов предполагает:
    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
    наличие в группе полуфункциональных(не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
    Вариативность среды предполагает:
    наличие в группе различных пространств( для игры, конструирования, уеденения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
    Доступность среды предполагает:
    доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
    свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
    исправность и сохранность материалов и оборудования
    Безопаность предметно-пространственной среды предполагает соответсвие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
    Требования к спортивному уголку
    1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спасательной комнате.
    2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
    3. Уголок должен логично вписывать в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
    4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
    5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
    6. Наличие символик физкультуры и спрта.
    Как вести работу в физ. уголке:
    1. Перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане.
    2. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением.
    3. После усвоения детьми правил пользования пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.
    4. В физ. уголке воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу по профилактики плоскостопия, формированию правильной осанки, укрепление мышц.
    5. Необходимо иметь комплексы упражнений (карточки), карточки по подвижным играм, карточки основных движений в каждой возрастной группе, иллюстрации или альбомы о различных видах сорта.
    6. Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.
    Организация работы в физкультурном уголке.
    1. Перед тем,как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цль должна быть отражена в плане.
    2. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением.
    3. После усвоения детьми правил пользования пособиям, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.
    4. В физ.уголке воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу по профилактики плоскостопия, формированию правильной осанки, укрепление мышц.
    5. Необходимо иметь комплексы упражнений(карточки), карточки по подвижным играм, карточки основных движений в каждой возрастной группе, иллюстрации или альбомы о различных видах спорта.
    6. Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.
    В чем же заключается функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников, а так же при необходимости ознакомить с каким- либо новым оборудованием или напомнить правила игры.
    Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультур­ных пособий, создание т. н. физкультурного уголка. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и инди­видуальные особенности и возможности детей своей группы, пре­дусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в це­лях необходимой повторности, закрепления приобретаемых детьми навыков . Для самостоятельной ДА воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями «Программы воспитания в детском саду». Для упражнений в бросании и метании — мячи различных размеров, мешочки, коль­ца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесный велосипеды. Могут быть использованы двигатели с педальным управлением (упряжки, автомашины), способствующие ориентировке в пространстве.
    Е.Демидова предлагает создавать «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в тоннель и т. п.). Для детей старших групп, особенно подготовительной, целе­сообразны игры с элементами спортивных игр — волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, подготавливающие де­тей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторы­ми простейшими элементами их в целях подготовки к школе и заня­тию спортом.
    Овладев правильными приемами, дети самостоятельно органи­зуют командные игры с соревнованием. Наблюдая ход игры, воспи­татель должен вносить необходимые коррективы. В распоряже­ние детей необходимо предоставить кегли, серсо, бильбоке, бабки. Вечером или в ненастную погоду могут быть использованы на­стольные игры, способствующие развитию точности и ловкости дви­жений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки и др. Если дети старшей и подготовительной к школе групп умеют играть в шах­маты, развивающие логику и активность мышления, сосредоточен­ность, целеустремленность, целесообразно поощрять их.
    Характеристика физкультурного уголка в группе
    На полке размещены: 2 кольцеброса с 20 кольцами разных цветов, флажки (18 шт.), бубен, маски для подвижных игр (8 шт.), 2 косынки, кегли (16 шт.), кубики пластмассовые (30 шт.), 1 ракетка, ленты на колечках (14 шт.), «лапти» для подв. игр (12 пар), мячи резиновые (1 большой, 6 маленьких), скакалка, специальные дорожки (3 вида — из палочек, «травка», из пуговиц), массажер «стопа», веревка-канат, буклеты «Подвижные игры» и «Виды спорта».
    Расположение предметов соответствует возрасту и росту большинства детей группы (последняя полка на высоте вытянутой руки ребенка), весь инвентарь доступен.
    Ребенок рождается на свет беспомощным, с одной-единственной спо­собностью — всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.
    Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами ее реализации; накапливают опыт творческой дви­гательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать да­ет ребенку возможность реализовать потенциальные природные способно­сти, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела. Создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
    Важную роль в повышении эффективности физического воспитания играет физкультурное оборудование: инвентарь, пособия, игрушки. Оно подбирается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему на основе медико-педагогических исследований.
    Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений, например, при обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др.
    Физкультурное оборудование подбирается на основе возрастных особенностей, физической подготовленности детей, при этом задания постепенно усложняются.
    Так, упражнения в лазании вначале проводятся на наклонных лесенках-стремянках, невысоких вертикальных лесенках, затем на гимнастических стенках, веревочных лестницах, по шесту, канату и т.д.
    Для упражнений в равновесии используются длинные шнуры, набор досок разной длины и ширины, дощечки-кирпичики, наклонные доски, гимнастические скамейки разной высоты; на участках — пеньки, бревна разновысокие и т.д.
    Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движений.
    Разнообразное оборудование можно использовать для закрепления и совершенствования основных движений:
    мостик-качалка — ходьба по ребристой поверхности, ползание, подлезание, раскачивание;
    обруч — катание, выполнение 6 общеразвивающих упражнений, метание (вертикально подвешенный или положенный на пол);
    рейки — удобные для укрепления горизонтальной струны, на которую помещаются шарики, укрепленные на вертикальных струнах, для тренировки ребенка при обучении игры в теннис;
    шнуры — подвешенные на разной высоте, применяются для выполнения упражнений подпрыгивания, перешагивания, подлеза-ния, подползания и др.
    Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу. Для выполнения общеразвивающих упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др., что повышает их влияние на организм.
    Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др.
    Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.).
    Упражнения с использованием физкультурного оборудованияразвивают психофизические качества: ловкость — при пробегании между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс,ринго, щитобол и др.; силу — при перетягивании каната, упражнениях на перекладине и т.д.
    Важную роль в развитии глазомера, координации движений I играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом. Использование мячей разного размера существенно повышает пси-! хофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, t оздоровление организма. Наряду с овладением ребенком «школой мяча», которая способствует разностороннему его развитию, сня-I тию мышечных зажимов, корректирует психофизическое и эмо-I циональное состояние, в последние годы в дошкольных учреждениях появились специаяьные реабилитационные мячи: хоппы, фит-бол и др. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма. Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования.
    Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т.д.
    Любопытные пособия предлагают японские ученые научного центра физического воспитания детей от 3 до 6 лет. На основе большой экспериментальной работы специалистов в области анатомии, физиологии, психологии и физического воспитания ими были предложены спортивные сооружения и разработан специальный стандарт. Каждый спортивный снаряд устанавливается так, чтобы ребенок мог, стоя на полу, поднявшись на носки, дотянуться до перекладины п-образной полукруглой лестницы и т.д. При этом ему обеспечивается страховка и безопасность.
    Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие:раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем; спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели;скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить «поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка;выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина;взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, про-лезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин;взобраться на конструкцию; перевороты вперед и назад, обернув перекладину подолом юбки; перевороты вперед и назад,*за-бросив одну ногу на перекладину; многократные перевороты, занося ноги над головой, — вращающаяся конструкция;висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками, — п-образные лестницы;хождение по воде; передвижение ползком; ползание крокодилом; брызгание водой; болтать ногами, лежа грудью или держась руками за бортик; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн;взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь;прятаться, сидя на корточках, проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);перепрыгивание; ползанье, хождение боком, хождение прямо — бревно;пролезать между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница.
    Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных конструкций; роликовые коньки; ракетки для настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи или резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др. В физкультурном зале размещают крупное оборудование: гимнастическую стенку, приставные лестницы (с зацепом), гимнастические скамейки, скаты, доски и т.д. Важно, чтобы у детей был свободный доступ к снарядам и необходимое пространство для проведения подвижных игр.
    Мелкие физкультурные пособия (мячи, мелкие кегли и т.д., подвески для обручей, подставки для палок и обручей) и трибуны щадя игр хранятся во встроенных шкафах или специально отведенном вблизи зала помещении.В групповых комнатах дошкольного учреждения выделяется физкультурная зона, где располагается мелкий инвентарь, атрибуты, игрушки, обручи, скакалки, шнуры и другие пособия,активизирующие самостоятельную двигательную активность ребенка.На физкультурной площадке оборудуют задернован-Нное поле для проведения общеразвивающих упражнений и под-
    вижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, щиты для отбивания мяча, полосы препятствий, зону для спортивных игр. Для игр с мячом (бадминтон, малый теннис) делается совместная площадка. Стойки имеют приспособление для опускания сетки. К стенке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с
    колесиками. Стойки могут состоять из труб разного размера, диаметра (4 и 5; 6 и 7 см), они выдвигаются одна из другой или кре-Впятся на шарнирах. Высота сетки в верхнем положении определя-Вется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3—5 см от земли.
    Для игры в баскетбол площадка делается наполовину меньше по сравнению со взрослой. У боковой линии надо иметь несколько щитов с кольцами на разной высоте для обучения детей элементам игры. Здесь же можно установить вертобол, щитобол, ринго.
    Теннисные столы делаются раскладными, с помощью ножек регулируется их высота. Крышка состоит из двух щитов, соединенных рояльными петлями, ножки стола объединяются между собой попарно и делаются откидными. Ракетки должны иметь массу 120—130 г.
    Для обучения плаванию строят или приобретают надувные плес-кательные и плавательные бассейны.
    В зимнее время устраивают снежные валы, лабиринты, полосы препятствий, снежные дорожки (хорошо, если они цветные), горки, снежную крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др. Оборудуется каток, прокладывается лыжня, отводится место для игры в хоккей.
    На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
    Физкультурное оборудование делается прочным, безопасным для ребенка, ярким и эстетичным.
    ЛИТЕРАТУРА:
    1.Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.28-33.
    2.Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие.- М.,1978.-С. 165-203.
    3.Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред.В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.,2005.-С.58-97. 5. Овчинникова Т. С.
    4.Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание.-2002.-№6.-С.31-39.
    5. Викулов А.Д, Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» -Ярослав: 1996 г.
    6. Лагутин А.Б., Матвеев А.П. «Помогите ребенку стать сильным и ловким» — Москва: 1994 г.
    7.Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.
    8.Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» — М.: 2005 г.
    9.Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» — М.: 2001 г.
    10.Степаненкова Э.Я. — Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.

    #264081

    Tanya:)
    Участник

    Зачёт получите. Но на мамском форуме пишите по-человечески smile

    #264082

    Velvet2005
    Участник

    Это что-реферат?

    #264083

    dublina
    Участник

    Такое в любой книжке почитать можно. Как по мне, так спорткомплекса вполне достаточно. Мы малому купили по осени в Бэбиспорте, так целыми днями лазил по лестница да на кольцах висел.

Просмотр 4 сообщений - с 1 по 4 (из 4 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.