Подготовка к школе гиперактивных детей (мнение о книге Е.Мурашовой “Дети-тюфяки и дети-катастрофы”)

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ravenna 10 года/лет, 6 мес. назад.

Просмотр 11 сообщений - с 1 по 11 (из 11 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #33936

    Ravenna
    Участник

    Tanyasmile, спасибо за наводку, книгу прочла с интересом. Но мое восприятие книги не только не опровергло, но и подтвердило мое мнение относительно необходимости поиска особых методик по работе с гиперактивными детьми и заблаговременной подготовке (с 5 лет уже однозначно можно более серьезно озаботиться этими вопросами). Постараюсь аргументировать свою точку зрения соответствующими цитатами.
    [i]»1. Не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.
    2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка-дошкольника в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.»[/i]
    Именно об этом я и писала в посте об обучении чтению детей с недоразвитием речи, таже методика Зайцева, предполагающая игры в кубики и другие игры, а не последовательное обучение детей по Букварю, очень эффективна.
    [i]»1. Не пытайтесь усадить ребенка. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство — ковер в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать (правда, в последнем случае вам придется бежать рядом с ним). Именно в движении гипердикамический ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения. На ваши занятия просто не останется сил.»[/i]
    Опять же абсолютно верно. Мы научились читать действительно “на бегу”, а дальше по мере созревания стали читать большие количества карточек сидя на ковре (что в любом случае предполагает некое манипулирование с карточками и ребенок устает значительно меньше, нежели глядя в книгу), имея уже стойкие навыки и традиционная подготовка к школе за партой не была столько мучительной (по крайней мере жалоб от педагогов не поступало и времени на домашнюю работу тратили минимально).
    [i]»2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребенка две минуты, не рвите на себе волосы, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через некоторое время концентрация увеличится до трех, а потом и до пяти минут. Занятия длиннее десяти минут для гипердинамического младшего дошкольника малополезны, так как усваивается только то, что было вначале. Впоследствии ребенок думает только о том, как бы удрать.»[/i]
    Здесь не все так однозначно, действительно если речь идет о занятии как таковом (объяснении чего-то, требует сосредоточенности, то да — концентрации надолго не хватает). Однако, на наших занятиях дети занимаются полтора часа! И в связи с тем, что все в форме подвижных игр, игры меняются через каждые 5-10 минут, работа в тетерадях также занимает минут 5 – 10 и предполагает поначалу больше раскрашиваний, переписывания любимых слов и т.п. (а не просто прописи палочек или букв). В середине занятий дети отдыхают на чтении стихов, следя за раскладыванием карточек с красивыми картинками на ковре. В итоге дети не устают совсем и после основной программы еще 30 минут проводят в изостудии (обычные дети на моих глазах приходили сразу на 2 занятия подряд, а это представьте себе с 12.30 до 5.00 примерно и с большим удовольствием почти целый день проводили время в таких занятиях).
    [i]»5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Пусть тот, кто хочет, занимается с ребенком «по Никитиным», «по Гилфорду» или «по Глену Доману». Помните, что любая палка — о двух концах. Играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что положим в кузовок?», «Что хотите, то берите, „да» и „нет» не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте… Вы поедете на бал?» Вспомнили? Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребенка за стол. В них можно играть, моя посуду, стирая или по дороге в садик и магазин. Детям эти игры страшно нравятся. К тому же они комплексные, и, например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление…» [/i]
    Данная рекомендация практически единственная во всей книге, где автор просит с осторожностью отнестись к суперсовременным системам, однако реальных аргументов я здесь не вижу. Безусловно ко всему нужно относится с осторожностью и искать то, что подойдет вам. Никто не говорит, что нужно сравнивать вашего ребенка с другими и пытаться добиться каких-то невероятных результатов. Но следовать традиционным методикам (букварю, Петерсону и тп) и надеяться на сад, к сожалению, не всегда результативно. А описанные выше игры развивают (в них всегда можно играть, никто не спорит), но к школе не сильно подготовят, а столкнуться сразу со всеми проблемами в сентябре – не эта ли чрезмерная нагрузка на ребенка (тем более особенного) так разрушительна! А в нетрадиционных методиках безусловно есть много интересного для детей и полезного для их развития (не буду говорить обо всех, я знакома лишь с нашим Клубом юных эрудитов, который в своей программе смешал многие принципы и, в первую очередь, Зайцевскую методику).
    [i]»Кроме того (увы! увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка.»[/i]
    Безусловно, и не только в предшествующий! Однако не все родители знают как это делать (банальные объяснения по книжкам работают плохо, а усаживать за подобные занятия нужно постепенно) и в этой связи и могут помочь педагоги (конечно, если речь о занятиях за закрытыми дверями, то здесь помощи бывает мало и сложно отследить, что реально нужно подтягивать, что нравится или чего боится и другое) и опять же не все педагоги готовы должное внимание уделять и детям и родителям (с разъяснениями и рекомендациями). Вообщем надеяться на то, что кто-то все в школе исправит и всему научит (или что к 7 дозреет и все изменится) – ошибочно. Поэтому ищите подходы, опираясь на современный опыт педагогов и берите лучшее из методик. Всем удачи в этом нелегком деле!

    #258524

    valensija
    Участник

    Все-таки это не совсем о том… В книге, и в ее разборе речь идет о гиперактивных детках. Это совсем другая ситуация, чем просто подготовка к школе.

    #258525

    Ravenna
    Участник

    Я на первый коммент даже внимания не особенно обратила, больно на рекламу похоже. Может онлайн-тренировки и помогают в чем-то, но заменить «живые» занятия они никак не могут. Кстати, не знаю как насчет других гиперактивных детей, но моя вообще к компьютеру (айпеду и пр) равнодушна и игры там ее вообще не цепляют (не знаю связано ли это с особенностями характера или еще с чем-то). Хотя наш знакомый с похожей картиной зависает в компьютере, но от этого только проблемы.

    #258528

    Steeltoy
    Участник

    а где книжку можно почитать?

    #258529

    Анна Маковей
    Участник

    Она есть он-лайн, поищите в сетке. Пишет Мурашова — не оторваться!. Чувствуется, что у человека опыт работы за плечами.

    #258531

    Ravenna
    Участник

    Например, здесь http://www.klex.ru/cbi

    #258530

    Ravenna
    Участник

    В целом да, интересно, но только я не понимаю, почему в перечень методов коррекции такого поведения не вошла нейропсихологическая коррекция, которая нам, например, реально ОООчень помогла. Метод конечно современный, но не более чем БОС терапия.

    #258532

    Ravenna
    Участник

    Например, здесь http://www.klex.ru/cbi

    #258526

    Fire_Fly
    Участник

    Вообще подготовка к школе или просто занятия при помощи «гаджетов» — мне кажется не очень на пользу…
    Деткам (хоть гипер-активным, хоть просто активным) очень нужны для развития тактильные ощущения. А какие тактильные ощущения от нажиманий на кнопки????

    #258527

    Ravenna
    Участник

    Согласна на 150%! С этой же точки зрения мне кажутся более интересными занятия, при которых ребенку нужно манипулировать с предметами (в отличие от школьной работы в тетрадях и с книгами в основном), то есть к простому усвоению информации на слух добавляется еще и «прощупывание» и визуальный образ и необходимость совершать действие. С точки зрения развития мозга — это очень ценно (как мы поняли из занятий с нейропсихологом), а для гиперактивных, думаю, чуть ли не единственный эффективный путь, для дошкольников особенно.

    #258533

    Ира33
    Участник

    «Кроме того (увы! увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка.»
    Со всем в статье согласна, но эта фраза прямо перечеркнула все полезное и информативное выше) Вы представляете как мама без подготовки и педагогического образования будет готовить такого малыша к школе самостоятельно? Постоянные нервы мамы и самого ребенка, крик, слезы истерика, вот во что выльется такая подготовка к школе. Гирерактивный ребенок , это сложный характер и если родители не справились с этой проблемой раньше самостоятельно, то и при подготовке такого ребенка к школе , они тоже не справятся самостоятельно. Как дополнительные домашние задания- да, но только дополнительные. Родителям придется обращаться на курсы подготовки к школе гиперактивного малыша, сами они не справятся! У меня у сестры такой же сын, очень активный мальчик, мама только успевает следить, чтобы не случилось «катастрофы, и вот именно они сначала и пытались готовиться самостоятельно. Но подготовка к школе, это не только умение писать и читать, это умение подчиняться учителю, сидеть на уроке, не отвлекаться, слушать и запоминать — этому как мама должна научить? Я смотрела на их занятия и сама чуть не плакала, потом плюнула на все и записала племянника ну курсы подготовки к школе. Не скажу что результат появился мгновенно, нет, но через какое-то время племянник стал ориентироваться на поведение других детей в группе, плюс ко всему педагоги посоветовали отдать его в спортивную секцию, типа атлетики, футбола, где его активность выплескивается в спорт. Но к концу полугодовых курсов подготовки к школе в образовательном центре «Президентская школа», племянника стало не узнать, собранный, ответственный, готов по предметам чуть ли не лучше всех в классе оказался, внимательные, память у ребенка сильная, и это все сделали педагоги, а не мама! Мама дома выполняла с сыном домашние задания и с каждым разом — это становилось все легче. Как показывает практика с гиперактивными детьми сами родители могут справиться либо ломая ребенка наказаниями, либо не спаравляются вовсе, помощь специалистов просто необходима)

Просмотр 11 сообщений - с 1 по 11 (из 11 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.