Обучение чтению детей с нарушениями речи. Личный опыт. Часть 2

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ravenna 10 года/лет, 7 мес. назад.

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #33935

    Ravenna
    Участник

    Продолжение предыдущего поста. Думаю, будет полезным написать важные принципы обучения детей чтению и не только (которые сейчас кажутся такими очевидными, но раньше почему-то я так не думала), все естественно из Клуба в моем представлении:
    -во всем должна быть максимальная помощь родителей (примерно на 80 процентов), не надо сразу ставить требования и вопросы (вообще лучше ничего не спрашивать, а только говорить еще и еще). Любые малейшие затруднения должны быть ликвидированы (так создается впечатление, что я все могу, самооценка и уверенность растет, в последствии ребенок сам будет ставить и решать задачи когда придет время). В прошлом году мы много помогали детям на занятиях, особенно в тетрадях, были рядом, потому что это им было нужно. В этом году помощь практически не требуется, они справляются со всем самостоятельно и очень горды этим.
    -следует из того, что выше — начинать читать очень удобно с картинками (пусть они будут подсказками детям, [b]главное позитивный настрой[/b], а когда ребенок уже освоил склады и может читать самостоятельно стоит подбирать только хорошо знакомые слова, также можно раскладывать слова по первому слогу (например, все на ма, потом все на па и тп), опять же постоянно помогайте, если есть сложности, а вот все похвалы на 100% ребенку (они просто окрыляют и постепенно прививают удовольствие к чтению). Стоит соблюдать принципы перехода от простого к сложному (сначала закрытые слоги с твердыми гласными (ма, па..), потом с мягкими (мя, пя), потом открытые (ам, ап и яп, ям)) и далее. В этой последовательности лучше посоветоваться со специалистами или придерживаться выбранной методики.
    -занятия должны быть [b]только в игре и с интересом[/b] (за столом с тетрадкой для некоторых очень мучительно, в игре приятно всем)
    -если используется методика быстрого чтения (не по слогам, а сразу целиком), то надо [b]не забывать игры в проговаривание слов по звукам[/b] (чтобы не возникло проблем с письмом). Для нас с ФФНР это особенно актуально.
    -хорошее начало, это [b]чтение и «письмо» по слоговой таблице[/b] (когда ребенок указкой показывает слоги и составляет слова, опять же сначала с помощью взрослого).

    Что все это нам дало? В этом году пошли на подготовку к школе (долго выбирали, не соседняя по месту проживания), длительность 3 мес. Программа вполне обыкновенная (Петерсон 5-6 лет по математике, развитие речи с психологом и Холодова за 3 мес. до школы), на подготовке никто требований к умению читать и считать, конечно, не предъявлял (хотя большинство детей очень подготовленные и читающие и считающие). Но, большой плюс, если ребенок отвлекся, задание прослушал, чего-то не понял, сам может перечитать в рабочей тетради и выполнить. Кроме того, эмоциональная нагрузка для нас колоссальная (справиться с эмоциями сложно, поэтому в такой новой обстановке реально чему-то учиться трудно). Да и собственно на такой подготовке ничему и не учили (в основном подготовку к школе так и позиционируют как в большей степени психологическую, чтобы ребенок привык к режиму, другим детям и прочее), было ощущение, что опять же сплошные тесты, что умеет, а что нет (конкурс очень большой, до сих пор не знаем взяли ли нас). Еще один явно видимый плюс — это быстрое выполнение домашних заданий (за 5 — 10 мин успевали все, математику вообще за минуту наверное делали, если бы не запас знаний, то вообще не знаю как справлялись бы, так от утомляемость наступает быстро и мозг прост не хочет работать, сползаем под стол и делай что хочешь). У знакомых мамочек с похожими проблемами подготовка к школе занимает реально все время и это ужас, а мы успевали и на спорт и поиграть и вообще старались, чтобы сильно она жизнь не обременяла. В саду занятия проходят, но уровень очень низкий (долго сидят над каждой буквой, ее пишут, анализируют, мне кажется таким образом общая картина может сложиться с трудом, дети, которые дополнительно не занимаются, даже не понимают разницы между гласными-согласными, про чтение вообще молчу (но если все вполне по возрасту, то в школе раз объяснили, дети все сразу поймут и все нормально, а если темп окажется слишком быстрым…).
    В завершении хотелось бы сформулировать основную мысль. Для детей с различными нарушениями (я имею ввиду, если с интеллектом все ок, но есть недоразвитие речи, эмоциональные проблемы, сдвг и прочее) раннее (в пределах разумного, то есть с 4-5 лет) обучение чтению и другое интеллектуальное развитие (опережающее) очень важно, так как надеяться на школу не приходится (сам школьный темп может оказаться не по силам, вот тогда и говорят про коррекционные школы, домашнее обучение или хроническую неуспеваемость, а с интеллектом то все может быть вполне нормально, просто к школе не все проблемы можно успеть скорректировать, к сожалению, а на ребенка с ранних лет вешают метку, печально). Но важно найти подходящую методику и педагога. Нам с этим просто повезло, за что бесконечная благодарность Савиной Наталье Борисовне (она создатель, вдохновитель и сейчас единственный педагог в Клубе). Я знаю, что они свои пособия еще и в другие концы Москвы продают, вместе с методикой (мы занимаемся на Кутузовском), поэтому можно поискать поближе, но к нам приезжают не только из соседних районов, но и со всей Москвы. Если нет возможности куда-то ходить, можно посмотреть видео с занятий, по-моему они есть в интернете.

    Надеюсь, для кого-то эта информация будет полезной. Всем удачи, сил и терпения! Но я уверена, что все, что мы вкладываем сейчас вернется к нам потом, и нам удастся облегчить обучение хотя бы в начальной школе и ребенку и себе, в конечно счете.

    #256866

    Ravenna
    Участник

    Ссылка на начало поста [url=/http://mama.ru/post/obuchenie-chteniu-detei-s-narusheniyami-rechi-lichnyi-opyt-chast-1]Обучение чтению детей с нарушениями речи. Личный опыт. Часть 1[/url]

    #256867

    Ravenna
    Участник

    Еще интересный момент (может для кого-то будет полезным). Мы везде начинали заниматься в группе примерно на 2 года младше по возрасту (получилось это случайно, так как пытались оптимизировать личные усилия и отдавали старшую вместе с братом). Я имею ввиду не только клуб, о котором рассказываю, но и различные спортивные секции. И результат очень хороший (еще раз я говорю о ребенке с подтвержденными нарушениями и объективным отставанием, в том числе по координации движений, самые простые физкультурные упражнения без длительной тренировки не получались категорически). Например, мы пошли на гимнастику в Лужники (ОФП + батут) почти в 5 в группу к трехлеткам, занимались по понятным причинам с ними примерно на равне (более того, когда дали относительно сложное задание на батуте приземлиться на попу и сразу встать на ноги, то учились несколько месяцев, концентрации и координации видимо не хватало, тогда как другие освоили значительно быстрее). Но затем, летом на даче усиленно тренировались (в смысле она сама по своему желанию), а на след лето научились (самостоятельно!!!) делать приличное сальто, то есть ушли вперед. На роликах и лыжах группы смешанные по возрасту, но начиная с 0, опять же немного отставали, а потом догоняли (до ровесников, начинающих вместе с нами). В клубе аналогично, занимаясь по программе трехлеток, вышли в чтение и ушли далеко вперед (в этом году стало просто бессмысленно продолжать в группе, где начинали, перешли к своим и все отлично). В чем здесь плюсы (можно подумать, что какая разница, если все равно потом все догоняем). Очень комфортная обстановка для начала, нет чувства очевидного отставания, то есть меньше переживаний (а это крайне важно), будучи почти на равне, есть с самого начала ощущение успеха и соответственно интерес. Сейчас мучаем теннис (в группе 4-5 летки, нам скоро 7), приходим переодически окрыленные победой)) Не это ли главное во всем)

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.