Когда ребёнок начинает говорить. Ответы на важные вопросы
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление Ника Миронова 8 года/лет, 7 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
20.04.2016 в 13:07 #29543
[i][b]В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?[/b]
Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
[b]К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?[/b]
У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
[b]Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?[/b]
Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.
Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.
[b]Какие еще упражнения полезны?[/b]
Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.
Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.
Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.
[b]Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?[/b]
Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
[b]Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.
[/b]
Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.
[b]Почему ребенок заикается, и как это исправить?[/b]
Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.
[b]Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?[/b]
Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.
[b]Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?[/b]
Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.
[/i]
[b]Моисеева Ольга Борисовна[/b]
Стаж врачебной практики (лет): 10
[u]https://www.mc21.ru/articles/logopedics/62/[/u]21.04.2016 в 14:02 #294509А мы в год и восемь тоже трещим, на каком то неизвестном языке. Ну основные слова конечно уже говорим и повторяем все по возможности. Но тоже думаю все индивидуально, а главное никак не связано с последующими успехами в школе, как некоторые считают.
22.04.2016 в 10:28 #294510Чтобы ребенок говорил с ним нужно разговаривать. У нас малыш начал говорить еще двух не было. Потому что наш папа с ним постоянно разговаривает и при чем как со взрослым — обсуждает с ним что то постоянно, рассказывает. Вот и ребенок начал рано разговаривать. Ну это мое мнение, что ребенка нужно не просто учить говорить какие-то слова — типа скажи мама, скажи папа, а именно постоянно разговаривать с ним.
22.04.2016 в 10:33 #294511Согласна с вами на сто процентов. Но при этом все дети разные, нужно учитывать и индивидуальное развитие каждого.
22.04.2016 в 14:40 #294512Анекдот, если позволите разбавить нашу серьезную тему:
Мальчик долго в семье не разговаривал.
Как то мама наливала чай и облила его кипятком.
Он говорит- БЛИН!
Мама, удивленно: Ты что, сынок, разговариваешь? А что же ты раньше молчал?
А раньше меня все устраивало!25.04.2016 в 14:37 #294513Сейчас вообще дети стали позже разговаривать, как подруга в садике говорит (работает воспитателем), мальчики и раньше позже говорили, но думаю заниматься в любом случае надо.
28.04.2016 в 12:18 #294514А мне кажется сейчас наоборот все раньше, и говорит начинают тоже. Акселерация во всем. Может просто все уши прожужжали))))
28.04.2016 в 13:00 #294515Не знаю. Я наоборот замечаю, что дети сейчас начинают говорить всё позже, потому что планшет получают в руки всё раньше.
28.04.2016 в 13:03 #294516Соглашусь. Слишком много информации отовсюду. Долгое время «работают на прием»))
29.04.2016 в 00:01 #294517Все дети настолько разные, мой в два года почти не говорил, ну только мама папа дай и еще слов 10. Но я бы до трех лет и не парилась. Сейчас два и четыре говорит много слов, прям все время все спрашивает и пополняет словарный запас. И составляет предложения из двух-трех слов.
10.05.2016 в 13:35 #294518Я тоже считаю, что чаще не стоит ребенка торопить. Нам кажется что он мало говорит, а на самом деле в применении к нему лично- этого достаточно. Чего лишний раз его доктором травмировать. Всему свое время. И я вот лично не заметила, что моя старшая дочь когда то 18 лет назад заговорила раньше чем младшая в свои 1,8.
23.05.2016 в 18:20 #294519Маленький ещё, разговорится-не остановите
30.06.2016 в 12:18 #294520Да, сейчас всё иначе, чем было даже 5 лет назад, например.
16.08.2016 в 13:49 #294521Можно сходить на консультацию к логопеду. Но обычно эти специалисты занимаются с детьми от трёх лет. Дети развиваются очень быстро, за год преодолевают такие сложные рубежи. Время есть.
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах