ЖАДИНА-ГОВЯДИНА

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ярославна2304 11 года/лет, 2 мес. назад.

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #28620

    Ярославна2304
    Участник

    [i]Пожалуй, никакой другой изъян детского поведения не вызывает столь ранней озабоченности родителей, как жадность.
    Едва малыш начинает гулять на площадке и вступать в «социальные контакты», этот недостаток обращает на себя внимание окружающих.[/i]
    [i][/i]
    «Другие дети спокойно игрушками делятся, а мой, как коршун, налетает, если его машинку тронут. Никакие уговоры не помогают. Прямо хоть во двор не ходи, а то стыда не оберешься! И в кого он у нас такой собственник?!» — волнуется мать.
    [i][/i]
    А стоящий рядом с ней двухлетка довольно сопит, не испытывая ни малейших угрызений совести, чем повергает взрослых в еще большее недоумение и тревогу.
    [i][/i]
    Родительские переживания вполне понятны. В нашей культуре жадность, мягко говоря, не приветствуется, считаясь одним из главных пороков. Во всей детской литературе: и в фольклоре, и в самых знаменитых авторских сказках, — эта мысль проводится красной нитью. Жадность обязательно бывает посрамлена, а во многих случаях отягощается еще и глупостью героя, из-за чего он делается всеобщим посмешищем. Вспомните «Кошкин дом» С.Я.Маршака, «Трех толстяков» Ю.Олеши.
    [i][/i]
    Вспомните жадного и глупого волка из русских народных сказок, алчную до нелепости старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, гадкого и одновременно жалкого Плюшкина из гоголевских «Мертвых душ»… А какое отторжение вызывает вроде бы положительный Муравей из басни Крылова! Формально он все делает и говорит правильно, но его жадность и немилосердие отталкивают детей (да и многих взрослых).
    [i][/i]
    – Фу, какой противный! Стрекозка же из-за него погибнет! Не хочу я про него даже слышать! — возмутилась моя дочка, когда мы с ней читали эту басню.
    [i][/i]
    И я поняла: разговоры, что, дескать, беспечная Стрекоза сама виновата, тут не пройдут. Такие жадюги, как Муравей, реабилитации не подлежат.
    [i][/i]
    Сказка, конечно, ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Потому так и переживают родители, чей ребенок упорно не желает усваивать урок доброты. Им не хочется, чтобы сын или дочь становились изгоями в детской среде. А это вполне реально, ведь наши дети что угодно могут простить, кроме жадности.
    [i][/i]
    Помню, как издевался весь мой класс над патологически жадным мальчиком Андрюшей. Бедняга трясся над немудреными школьными пожитками, как над бесценным сокровищем. Чувствовалось, что ему физически больно поделиться с другими карандашом или бутербродом. В старших классах девочки его уже за это жалели, но Андрюше вряд ли становилось легче. Смешанная с презрением жалость совсем не то чувство, которого ждешь от сверстниц в пятнадцать-шестнадцать лет…
    [i][/i]
    Наверное, каждый из нас, покопавшись в памяти, вспомнит подобные примеры. И все же не спешите записывать свое чадо в неисправимые жадины, если оно ревностно охраняет свои игрушки или закатывает истерику, когда кто-то отломит кусочек от его плитки шоколада. Имея большой опыт работы с детьми, могу вас уверить: жадность редко бывает неотъемлемым свойством характера. Гораздо чаще это производная от других вещей. Так сказать, красный флажок, который бессознательно выставляет ребенок, не справляющийся с теми или иными психологическими трудностями. Следовательно, задача взрослых состоит в том, чтобы грамотно их распознать и помочь преодолеть.
    [i][/i]
    [b]ТРУДНОСТЬ ПЕРВАЯ: ДЕПРИВАЦИЯ[/b]
    [i][/i]
    Давно замечено, что у сирот, живущих в детских домах и приютах, повышенная потребность в сладком. Не потому, что у них какой-то иной обмен веществ, а потому что это утешение.
    [i][/i]
    Говорят же: «Подсластить пилюлю». Вот они и послащивают (разумеется, интуитивно, не вдаваясь в тонкости психологии) горькую пилюлю одиночества, нехватки родительской любви. На научном языке такая нехватка называется «депривацией», и ребенок может страдать от ее последствий не только, когда у него нет родителей. Депривацию испытывают и дети, у которых папа с мамой есть, но эмоциональная связь с ними нарушена.
    [i][/i]
    Например, когда ребенок вызывает у взрослых устойчивое раздражение. Или они им не занимаются, передоверив воспитание бабушке, няне, гувернантке. Тогда для детей их собственность, как конфеты для сирот, становится утешением, а подарки — суррогатом любви. Бороться с жадностью в таком случае не следует, из-за этого ребенок только сильнее невротизируется. Лучше побороться с собой, вернее, со своим неприятием ребенка. И детская жадность при потеплении семейного климата исчезнет, как талый снег под лучами солнца.
    [i][/i]
    [b]ТРУДНОСТЬ ВТОРАЯ: РЕВНОСТЬ[/b]
    [i][/i]
    Очень часто ребенок становится жадным, когда в семье появляется малыш. Причем не сразу, а спустя полтора-два года, когда младший обретает свободу передвижений по квартире и начинает проявлять характер. Поэтому взрослые совсем не обязательно понимают причины этого «пожаднения». Им кажется, что оно возрастное. А некоторые поначалу даже не считают проявлением жадности то, что старший ребенок не подпускает младшего к своим куклам или конструктору. Такое поведение кажется им вполне логичным, ведь маленький может сломать хорошую, дорогую игрушку. Так что они даже невольно подкрепляют детскую жадность. И лишь когда малыш начинает бунтовать, а старший упорно не желает «поступаться принципами», родители спохватываются.
    [i][/i]
    Однако и в этом случае нужно «зреть в корень» и бороться не столько с жадностью, сколько с ревностью.
    [i][/i]
    [b]ТРУДНОСТЬ ТРЕТЬЯ: НЕУТОЛЕННАЯ ЖАЖДА ЛИДЕРСТВА[/b]
    [i][/i]
    На первый взгляд, абсурд. Разве можно претендовать на лидерство, если ты не умеешь с людьми сотрудничать, договариваться и даже поделиться какой-то ерундой не в состоянии?
    [i][/i]
    Однако многие амбициозные дети (в основном, дошкольники) представляют себе лидерство именно так: главный — этот тот, вокруг кого все прыгают, все ему делают и дают, а он никому ничего не должен и только повелевает. Поэтому жадность придает им (разумеется, лишь в их собственных глазах!) значимости. Не умея взглянуть на себя со стороны, они не понимают, насколько карикатурно такое поведение.
    [i][/i]
    Приведу характерный пример.
    [i][/i]
    Четырехлетний Митя изо всех своих маленьких сил старался командовать родными. И они обреченно этому подчинялись. «Дайте ему, что он хочет, только пусть прекратит орать», — таков был девиз взрослых на протяжении первых трех лет его жизни, и Митя твердо усвоил сие нехитрое правило. По мере взросления ему захотелось распространить свою власть и вне семейного круга. Но проявлял он эти амбиции своеобразно.
    [i][/i]
    «С ним стыдно ходить в гости, — жаловалась мать. — На чужом дне рождения тут же сгребает подарки, крича: «Моё!» Подступиться нельзя: будет рев и драка, невзирая на лица.
    [i][/i]
    Митя даже у любимой бабушки затеял скандал, заявив, что я не имею права ей ничего дарить, все должно принадлежать только ему. Хотя бывают и приступы невиданной щедрости, когда Митя готов отдать последнее. Но это абсолютно непредсказуемо».
    [i][/i]
    Однако дальнейшие наблюдения за ребенком показали, что никакой непредсказуемости в его поведении не было. Когда психолог помог Мите выйти из роли домашнего тирана, а также, учитывая лидерские наклонности мальчика, уговорил родителей предоставлять ребенку больше возможности проявить себя с положительной стороны (в частности, бурно хвалить его за доброту и благородство), «приступы щедрости» стали для Мити нормой.
    [i][/i]
    [b]ТРУДНОСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ[/b]
    [i][/i]
    Семилетний Костик повергал родных в недоумение своей противоречивостью. Болезненно застенчивый, он боялся зайти в класс и сесть за парту. А с другой стороны, не стеснялся на уроках мяукать и ползать по полу прямо перед носом у учительницы. Так же странно обстояли дела и с проявлением доброты.
    [i][/i]
    – Он вообще-то добрый, очень добрый! — растерянно лепетала мать. — Если его конфетой угостят, непременно половинку для меня оставит. Если я что-то вкусное приготовлю, всегда спрашивает: «А папе хватит?» И для друзей ничего не жалеет. А вот с незнакомыми или малознакомыми — беда! У нас прямо в школьном дворе есть песочница, так он ее оккупирует и никого близко не подпускает. До истерики может дойти. Потом немного успокоится и, конечно, пустит, но дети с ним уже играть не хотят, называют жадиной. А я знаю, что он не жадный. Это что-то другое…
    [i][/i]
    И действительно, дело тут не в жадности, а в истерической демонстративности. Когда ребенок с тонкой психикой обуреваем жаждой привлекать к себе внимание, он от волнения порой теряет голову и вытворяет нечто несусветное. А потом и сам не понимает, почему он так себя вел. И даже толком не помнит, что говорил и делал. Все тонет, как в тумане.
    [i][/i]
    У таких детей важно, с одной стороны, повышать устойчивость к стрессорным факторам. А с другой, в безобидной, завуалированной, метафорической форме показывать им нелепость демонстративного поведения. В том числе, и демонстративной жадности. Например, выдумывать смешные истории про таких ребят или зверюшек. Особенно полезно проигрывать подобные ситуации в куклах или, как говорят актеры, «в живом плане», обязательно заканчивая их правильной моделью поведения. Тогда она постепенно перейдет в навык, и в стрессовой ситуации ребенок уже не растеряется, а будет действовать в привычном русле.
    [i][/i]
    ТРУДНОСТЬ ПЯТАЯ: НЕТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ
    [i][/i]
    Васин отец сосредоточился на работе, полностью доверив жене воспитание сына. Но коллизия, возникшая этим летом, заставила его задуматься над правильностью своего выбора.
    [i][/i]
    Дело было так. После отпуска они затеяли ремонт и, расплачиваясь с мастерами, сели на мель. До получки, правда, оставалась, всего пара дней, но их нужно было прожить, а в доме — шаром покати. Причем обнаружилось это вечером, когда у отца прорезался аппетит. А ни сил, ни желания бегать по друзьям и соседям, одалживая деньги, не было.
    [i][/i]
    – Да зачем куда-то идти? Возьми у Васи, у него полная копилка, — предложила жена. — Ему и на день рождения денег надарили, и на окончание первого класса. На юге он свои не особенно тратил, он ведь у нас экономный. Так что до зарплаты хватит.
    [i][/i]
    Папа обрадовался, но радость была недолгой.
    [i][/i]
    Недовольная гримаса, появившаяся на лице сына, не предвещала счастливой развязки. Впрочем, потом Вася смилостивился и кивнул:
    [i][/i]
    – Ладно, бери. Только отдашь с процентами.
    [i][/i]
    И судя по всему, так и не понял, что шокировало папу.
    [i][/i]
    Ведь банки, работой которых в последнее время интересовался мальчик (а мама поощряла этот интерес, считая экономическое образование очень перспективным), ссужают деньги под проценты. И никто этим не возмущается. Да и в западных мультиках, которые Вася любил смотреть, такое поведение нормально. И многие компьютерные игры, и любимая Васина настольная игра «Монополия» учили тому же самому. В «Монополию», правда, ему играть было трудновато, таблицу умножения он пока не освоил, но мама помогала считать нарисованные купюры и проворачивать (пока еще понарошке) выгодные финансовые операции…
    [i][/i]
    – Да у них в школе все такие! Старшеклассники даже списывать дают за деньги. Это у них называется бизнесом, — попыталась заступиться за Васю мама, но побагровевший папа гаркнул, что жлобов ему и без Васи хватает и он не потерпит, чтобы собственный сын «ставил его на счетчик».
    [i][/i]
    Мама поняла, что лучше не продолжать. Так ростовщическая карьера Васи закончилась, толком не успев начаться.
    [i][/i]
    Когда подобные казусы происходят (а они сейчас происходят чаще, чем хотелось бы) с детьми младшего возраста, взрослых это забавляет, поскольку сопровождается милыми детскими ужимками и выглядит анекдотично. А многие даже втайне умиляются: дескать, головастый парнишка, такой в нашем мире не пропадет.
    [i][/i]
    Но усвоенные в детстве модели поведения прочно застревают в подсознании. И когда родители спохватываются — обычно в тех случаях, если бумеранг возвращается, попадая в них самих — ребенка уже бывает трудно перенастроить. Так что не усердствуйте в приобщении дошкольников и младших школьников к «рыночной экономике». Они могут воспринять все буквально и начнут жадничать.
    [i][/i]
    [b]БЫВАЕТ ЛИ «ЖАДНЫЙ ХАРАКТЕР»?[/b]
    [i][/i]
    По моим наблюдениям, гораздо реже, чем кажется. По крайней мере, почти во всех известных мне случаях при устранении травмирующих факторов одновременно устранялась и «патологическая жадность», на которую дружно жаловались родители.
    [i][/i]
    Но, конечно, люди бывают разные, и различие характеров проявляется рано. Одни дети все готовы раздать, другие гораздо больше привязываются к вещам, любят что-то собирать, коллекционировать. Скажем, при эпилептоидном складе личности эта черта бывает достаточно ярко выражена. А к старости даже может перерасти в скупость. Страстными коллекционерами бывают и педанты (психиатры называют их еще «ананкастами»).
    [i][/i]
    Однако даже в тех случаях, когда ребенок по складу своего характера предрасположен к накопительству, он совсем не обязательно вырастет жадиной. Если с детства настраивать его «на добрую волну», но при этом не требовать невозможного, понимая, что натура у него не широкая, не особенно щедрая, то ребенок может стать бережливым. А это (особенно учитывая современные «условия хозяйствования») согласитесь, вовсе не плохо.
    [i][/i]
    Татьяна Шишова
    pravoslavie.ru/jurnal/308.htm

    #232897

    tinker_bell
    Участник

    Я не верю в детскую жадность. По крайней мере до определенного возраста. Мамы часто сами «взращивают» эту черту в ребенке. «Васенька, поделись с Машенькой!» — во первых Васенька сам не наигрался, во вторых — а с какого это он должен делиться, это его вещь, и он сам в праве распоряжаться ею(если к его маме подойдут, и попросят айфон поюзать — даст интересно?) а в третьих — его уже заведомо обвинили в жадности. И так год за годом, и Васенька и правда поверит — я жадный, а игрушки нужно ныкать, дабы не пришлось делиться.

    #232898

    kiki28
    Участник

    Мне кажется, что в каждом возрасте свои причины для жадности. И вообще это нормальное явление, ребенок учится делить своих и чужих и свое и чужое. У нас проявлений жадности было совсем мало, до 2х лет я вообще не помню, зато сейчас и свое из рук не выпускает и чужое загребает, приходится долго на эту тему говорить, если идем в гости или на площадку, то стараемся ничего не брать с собой, потому что если отберут, то это трагедия трагедий))). И понятно что ребенок ведет так себя не из вредности, а исходя из прошлого опыта, когда забрали его игрушку, или мяч или еще чего, так что это все мелочи. Другой вопрос, что об этом надо говорить и прививать уважение к чужой собственности и к возможности делиться. Мы с подругой говорим детям всегда, когда они вцепляются в одну игрушку ( нашу или их) — играйте вместе, и все, не реагируем дальше какие они там разборки ведут, но чаще всего начинают именно вместе играть.

    #232901

    Наддежда
    Участник

    Жадность на ровном месте не вырастает. В случае двухлеток — там ещё не жадность, там изучение законов общения. А в случаях со старшими детьми, надо искать причины в своём поведении. Где-то было посеяно семя, оно дало всходы, чему же удивляемся?

    #232899

    Kelpy
    Участник

    Вот, кстати, очень рациональная мысль — как научиться уважать чужую собственность, если не уважают твою? Хорошо, что сформулировала, а то никак не удавалось знакомой мамочке втолковать, маме дочкиной подруги (обе около двух лет), что забирая насильно у своей дочки ее игрушки по первому писку других детей они не от жадности ребенка избавляют, а травму наносят…

    #232900

    Izolda
    Участник

    Я тоже задумывалась об этом. Почему, с точки зрения ребенка, надо отдавать игрушку? Не всегда получается и не всегда хочется играть вместе. Бывает, что другой ребенок неприятен или слишком уж настойчиво выпрашивает игрушку. А отдавать надо, а то будешь жадинойsad

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.