«Эксперт»: что стало с современной школой?
В своем «крике души» научный редактор издания «Эксперт» Александр Привалов указывает на упадническое состояние современного образования в школах. По его мнению, ничего не изменится в лучшую сторону ровно до того момента, пока открыто не будет признана трагичность сложившейся ситуации.
Среди причин, из-за которых школа до всего этого «докатилась», Привалов называет отсутствие должной коммуникации педагогов и родителей с «вождями образования». Первые не всегда достаточно смелы для откровенного диалога, а вторые – просто не берут в расчет всё услышанное, поскольку убеждены, что сейчас в школах всё хорошо.
Непосредственным корнем проблемы автор считает потерю значимости школы в жизни взрослеющего человека. Особенно этому поспособствовало внедрение ЕГЭ, когда обучение превратилось в натаскивание ученика на сдачу экзамена, а ничуть не в процесс получения знаний. А когда стало понятно, что можно выбрать лишь пару предметов, по которым необходимо будет сдать ЕГЭ для поступления в вуз, то в глазах учеников значимость остальных предметов резко упала. Ужаса ситуации добавляет и то, что об этом же смекнули и учителя, которые решили не напрягаться лишний раз. «И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют», – делится своими наблюдениями Привалов.
Читайте еще:
Не сутулься, китайский школьник!
Далее автор рассуждает о том, насколько со временем снизились требования к экзаменам. Настолько, что для их успешного прохождения ученику достаточно знаний лишь начальной школы. «Уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой: одарённым). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей», – рассказывает Привалов.
Чем же в нынешнее время является среднее образование? Автор в статье отвечает: «Сегодня средним образованием мы готовы называть натасканность на прохождение тестов конкретного типа по трём-четырём предметам — и это в благоприятном случае; в случае менее благоприятном аттестат о среднем образовании выдаётся, как мы видели, за умение с горем пополам читать и считать в пределах первой сотни. О навыках связной речи лучше не вспоминать».
Развязать весь этот клубок проблем из года в год становится всё труднее, поскольку мотков на нем все больше. И чем дальше, тем хуже. Помогла бы отмена ЕГЭ, но на это, по мнению Привалова, «вожди образования» не пойдут ни за что. Минобрнауки никогда не признает, что введение ЕГЭ было ошибкой. «С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет, – убежден Привалов. И заканчивает свою статью с пессимистичным настроем. – Промедлить ещё совсем немного и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать».
Источник: