Молитесь трепетно
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление Ярославна2304 11 года/лет, 2 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
26.10.2013 в 12:18 #28635
[i]Известно, что православные молятся не как придется, а по «правилу». В чем его смысл и как сделать ежедневную молитву живой, объясняют наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) и духовник г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Георгий БРЕЕВ.[/i]
[b][/b]
[b]Зачем нужно «правило»?[/b]
[b][/b]
Утреннее и вечернее правило может выглядеть по-разному и состоять из разных молитв. Но оно необходимо каждому христианину. Утром мы просим у Бога благословения на все наши дела, а вечером благодарим Его за прожитый день, попросим прощения, если в чем-то ошиблись, согрешили. Смысл правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами, и появляется ощущение лицемерия: вроде все что нужно прочитал, а на душе холод?
[b][/b]
«Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, — объясняет прот. Георгий Бреев. — Потом опомнятся: “Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже”. Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва — это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем – впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной.
[b][/b]
В старых молитвословах везде говорится: прежде чем встать на молитву, приведи все чувства в порядок, отложи на время молитвы все заботы о делах. [u]Сразу по пробуждении от сна возблагодари Господа. Слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. [/u]Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением — она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. [u]А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды».[/u]
[b][/b]
[b]Короткое или длинное?[/b]
[b][/b]
[u]Наиболее коротким принято считать правило прп. Серафима Саровского[/u], состоящее из трижды повторяемых «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся» и единожды «Верую». Считается, что достаточно прочитать его только два раза — утром и перед сном. Однако правило, которое прп. Серафим рекомендовал или малограмотным, или имеющим целодневное послушание, подразумевает практически непрерывную молитву. Он советовал читать эти молитвы и перед обедом, а в течение дня до обеда повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — или хотя бы молиться просто: «Господи, помилуй». После обеда, исполняя свое дело, говорил преподобный Серафим, нужно читать «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного» и так до самого сна.
[b][/b]
По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), [u]важно не столько количество молитв, сколько «качество»[/u]: «Если через правило преподобного Серафима мы выражаем перед Богом все свои мысли и чувства и больше не можем приложить к этим молитвам ничего — нам недосуг или еще по каким-то причинам, — Бог невозможного не требует. Важно наше стояние перед Богом, важно сердце, которое открыто перед своим Создателем. И будем ли мы читать при этом набор молитв в обычном нашем молитвослове или какие-то свои молитвы, это будет принято Богом. Бог же все видит и знает и немощь нашу, и слабость, и помогает нам во всем. [u]Если же по каким-то объективным причинам (а не по лености и нерадению) не можешь прочитать все правило, а делаешь какие-то сокращения, то лучше хоть так, чем вообще никак не молиться. [/u]
[b][/b]
Бывает, что человек часть молитв читает дома, а часть по дороге на работу. Но если он едет, например, в метро и чувствует, что не в состоянии сосредоточиться и в голове каша — тогда, конечно, это будет профанация. Тогда имеет смысл сократить правило, чтобы успевать его прочитать дома или читать правило преподобного Серафима. Точно так же для человека, живущего в напряженном ритме, будет извинительно слушать молитвы в диктофонной записи. Лучше хотя бы так, чем никак. Но если он лукавит перед самим собой и не молится из-за лени, то это неправильно. Бывает, что кто-то привык молиться только вечерами, а утром времени нет. Но ведь мы находим время умыться и привести себя в порядок, значит, можно встать на две минуты раньше и посвятить их молитве. [u]Хотя бы одну молитву прочитать, например «Отче наш», и начало новому дню уже будет положено.[/u] И все-таки ограничиваться правилом преподобного Серафима Саровского более приемлемо для новоначальных, только вступающих на путь христианской жизни».
[b][/b]
[b]Чтобы молитва была живой[/b]
[b][/b]
Отец Георгий уверен: молитве нужно не только учиться, но и готовиться к ней. «Если я не собран, то собраться, если в сердце вражда, встать перед Богом и сказать: “Господи, меня кто-то оскорбил, я ответил оскорблением, нахожусь в нехорошем состоянии, как я могу принести Тебе достойное моление?” Если во мне угасло чувство веры и близости Бога нужно прибегнуть к покаянию: “Господи, я потерял это живое отношение к Тебе, потерял благоговение”. Покаяние очищает совесть, и в душе восстанавливается единение с Богом, в силу того, что “сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Молитва — не только прославление Бога, не только прошение к нему, но прежде сокровенная жертва, посильная нам. Что другого могу я совершить из дела благого? [u]А помолиться всегда могу, если с сокрушением помолюсь, это и есть уже жертва Богу — дух сокрушенный. Сокрушение меня опять восстановит, молитвенные правила опять оживут, обретут смысл. [/u]Нужно с благоговением просить: “Господи, помоги мне, Ты же источник обновления”. Молитва может загореться и от чтения духовных книг. Читаешь кого-то из святых отцов — Исаака Сирина, Макария Великого, Максима Исповедника, Иоанна Кронштадского, — и вдруг слова коснулись сердца, загорелось чувство к Богу, родилось удивление или восхищение, и это уже — молитва. Ее как искру из кремня высекает из сердца слово Божие или слова святых к Богу».
[b][/b]
[b]Правило для семьи[/b]
[b][/b]
У людей, внимательно читающих Евангелие может возникнуть смущение, что слова Христа (Мф. 6, 7) «молясь, не говорите лишнего, как язычники… (которые) думают, что в многословии будут услышаны» входят якобы в противоречие со словами апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Фес. 5, 17). На самом деле никакого противоречия здесь нет, считает о. Алексий (Поликарпов): «Молиться непрестанно можно и краткой молитвой. У аскетов практикуется молитва Иисусова, но непрестанно повторяемая. Под многословием же подразумевается то, когда в молитве мы подчас сами не знаем что просим, и просим неразумно.
[b][/b]
Среди некоторых людей бытует мнение, что нельзя возвращаться к прочитанному, если невнимательно прочел что-то при чтении молитвенного правила. Между тем подвижники благочестия говорят: если есть такая возможность, то вернись и прочти внимательно. [u]Если во время молитвы в голову приходят посторонние, праздные мысли[/u], святые отцы говорят: ум наш как река, мысли приходят и уходят, а наше дело не соглашаться с ними. Обращая на них внимание, мы лишимся молитвы. Но если это мысль об исповедовании какого-то греха, которая пришла к нам под благочестивым настроением, то ее можно и записать. Иногда спрашивают, можно ли общепринятое молитвенное правило заменить чем-то еще, допустим, утром читать каноны, вечером Псалтирь? Можно. И каноны, и Псалтирь, и Евангелие и другие молитвословия тоже будут молитвой. Особенно если человек читает их внимательно и сосредоточенно — Бог эту молитву принимает. Но опять же, если мы говорим об утренних и вечерних благословениях, испрашиваемых на начало и конец наших дневных дел, то при возможности, хотя бы частично, их надо присовокупить».
[b][/b]
Церковь приучает своих чад к молитве с младенчества. [u]За младенцев молятся их родители[/u]. Учат их молитве, просто занимаясь и играя с ними. «И хорошо, если ребенок сидит, играет в кроватке и слушает, как молятся его родители, — советует о. Алексий. — Когда дети подрастают и могут сами что-то читать и выучить наизусть, то активное участие в таком молитвенном правиле очень ценно для них. Дети не могут долго смирно стоять, помолитесь с ними вместе кратко и отпустите, а сами продолжите свое правило.
[b][/b]
Родители вправе по своему усмотрению выбрать молитвы для совместного утреннего и вечернего правила с детьми. Когда же встает вопрос о подготовке ребенка к причастию, к ежедневному правилу нужно добавить одну-две молитвы из последования ко святому причащению или, может быть, из канона ко причащению — чтобы дети постепенно возрастали в духовном плане. Трудно назначить какой-то определенный срок или возраст, когда ребенок уже может выстоять все молитвенное правило, это все решается индивидуально. [u]Главное — его понимание, что молитва необходима, что это его личное обращение к Богу, что он молится за всех своих близких и всех, кто ему дорог. [/u]У детей чистая, ясная память, и если почаще обращаться вместе с ними к Богу, то они быстро запоминают молитвы».
[b][/b]
Современный канон утренних и вечерних молитв складывался постепенно. Упоминания об утренних и вечерних молитвах впервые встречаются в первых изданиях славянского Акафистника (вторая четверть XVII века) и в уставе Флорищевой пустыни (основана в XVII веке в Нижегородской области). В этих книгах приводятся «молитвы спальные», то есть читаемые перед сном. К концу XIX — началу ХХ века есть уже несколько видов молитвословов, но утреннее и вечернее правило в них заметно короче, чем в современных. Если судить по молитвослову старообрядческой церкви, до раскола место утреннего и вечернего правила в молитвенной жизни православных людей занимали Полуночница (ночное уставное богослужение) и Повечерие (краткое вечернее богослужение), которые читались в Церкви. Эти молитвы многие верующие знали с детства наизусть, ведь большинство населения не умело ни читать, ни писать.
[b][/b]
Ирина ЛУХМАНОВА, Алексей РЕУТСКИЙ
http://www.nsad.ru/articles/molites-trepetno?print=126.10.2013 в 14:36 #244590Ирина, спасибо!))
29.10.2013 в 16:20 #244591спасибо
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах