А вы любите фантастику?
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление marion 13 года/лет, 7 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
09.05.2011 в 16:34 #163583
Итак, обещала — болтаю дальше))). Все думала, как изложить тему об американской фантастике, потому что она вдруг разрасталась). Начну с самого простого: что мне больше всего нравится.
РОБЕРТ ХАЙНЛАЙН: чтиво для мальчишек.
На самом деле Хайнлайн — это нечто гораздо большее. Писатель плодовитый и разноплановый, и не все у него мне понятно и нравится. Например «Чужой в стране чужих», роман, ставший культовым для хиппи — абсолютно «не мой». Я его так и не осилила. Поздние романы Хайнлайна тоже «не мое». А вот что я смело рекомендую всем подросткам (особенно, конечно, мальчикам) после Жюль Верна и Стивенсона: «Туннель в небо», «Между планетами», «Имею скафандр — готов путешествовать»,
«Марсианка Подкейн», «Дверь в лето», «Гражданин Галактики», и еще довольно много повестей и рассказов. И, конечно, «Звездный десант» (или «Звездные рейнджеры», в зависимости от перевода). Приключенческие романы, сюжет — не оторвешься. Но параллельно с сюжетом в голову мальчишек «ненавязчиво» закладываются нравственные понятия, в первую очередь — о дисциплине и ответственности. В каждом романе вы их найдете. «Туннель в небо», например — роман о том, как большая группа подростков оказалась на другой планете. Вопрос выживания в первую очередь оказался связан с тем, как организовать внутреннюю структуру своего общества. Пришлось сражаться не только, и не столько, с инопланетным зверьем, сколько с теми «своими парнями», которые не желали подчиняться власти большинства. Это не космическая, это социальная фантастика.
Хайнлайн — американец на 200%, для него слово «демократия» — свято. В то же время он абсолютно авторитарен. Демократия — власть большинства, именно власть. Т.е. когда решение принято большинством, разговоры уже не допускаются — вот суть его понятий. Наиболее отвратительны ему те герои, которые считают себя вправе, «сидя на заднем сиденье, давать указания водителю, куда и как ему ехать». Во всех романах ярко проявляется «армейский» стиль, особенно — в отношениях между отцом и сыновьями. Отец — как правило, самый близкий человек для сына, но если отец сказал, сын отвечает: «Да, сэр» — до тех пор, пока сын не станов ится сам взрослым. Очень редко встречала подобный стиль отношений в других романах для подростков, и в частности, поэтому ценю Хайнлайна — в наше «разболтанное» время это (по-моему) как раз то, что нужно.
«Зведный десант» — самый яркий его роман в этом отношении. Фабула — про «звездную войну» с инопланетянами. На самом деле, это роман опять же о социальном устройстве, о месте армии в обществе. Хайнлайн, как вы уже поняли, обожает армию, и, конечно, идеализирует ее. Для него служба в армии — это в первую очередь проявление ответственности перед своей страной. В романе законы общества таковы, что только человек, отслуживший в армии, имеет избирательные права. Большинство не стремится и не нуждается в них — что же, это их право, они просто подчиняются законам и живут своей жизнью. Цитирую беседу на уроке в офицерской школе:
«Избирать и быть избранным — это обладать властью, высшей властью, из которой проистекают все остальные. Сила, если хотите. Гражданство есть сила, чистая и грубая, мощь скипетра и топора. Но вселенная строится на противоположностях. Что противоположно власти?
— Ответственность, сэр.
— Мои аплодисменты. Власть и ответственность должны быть равны, или начнется процесс уравновешивания, и это так же неизбежно, как возникновение электрического тока из-за разности потенциалов. Облекать властью безответственного, значит, пожать бурю… И поскольку суверенные избирательные права есть высший предел человеческой власти, мы удостоверяемся, что носитель их принимает на себя наивысшую ответственность. Мы требуем от каждого человека, который желает контролировать государство, поставить на кон собственную жизнь — и потерять ее, если придется — чтобы спасти страну. Если власть максимальна, то и ответственность должна быть максимальной».
Хайнлайна ругали за этот роман, находили в нем и милитаризм, и фашизм. Я же вижу в нем неосуществимую мечту. Все, кто служил и знает, что такое армия (неважно, наша или американская), понимают, как далека она от того идеала ответственности, который хотел видеть Хайнлайн. Но, еще раз повторю, для мальчишек этот идеализм намного лучше, чем болтовня об их правах и свободах. Чем очень грешат, например, романы Владислава Крапивина. Великолепные, интересные, душевные, сама их обожала в детстве. А вот недавно, перечитав некоторые из них, приняла решение некоторые из них «припрятать», например «Мальчик со шпагой». Очень уж непривлекательно выставлены в них взрослые, учителя и родители, и очень уж независимо (порой просто хамски) ведут себя главные герои-подростки. «Нам не разрешили — а мы имеем право!!!» И такие дети у него «всегда правы». Вполне понимаю иронию, с которой Сергей Лукьяненко пародировал Крапивина в своих «Рыцарях сорока островов» и «Острове Русь».09.05.2011 в 16:55 #163584Добавлю еще: романы Хайнлайна писались в 50-60 годы. А это значит, что он «плыл против течения». В то время, когда все американское общество было проникнуто духом пацифизма, когда шли протесты против войны во Вьетнаме, когда всех ужаснул карибский кризис и беспокоила «холодная война» — «модным» было совсем другое. Роберт Шекли подшучивал над генералами в своих блестящих рассказах, Рэй Брэдбери приходил в ужас от смерти и насилия, Клиффорд Саймак утверждал мир и дружбу между землянами и «иными» (они обычно выглядят у него гораздо моральнее и добрее, чем люди). Гарри Гаррисон, писавший свою «Стальную крысу» лет на 10 позже, весело ронял: «Не понимаю, что взрослому человеку вообще делать в армии». И только Хайнлайн утверждал: «Высшее предназначение, которое может позволить себе человек — это заслонить своим телом любимый дом от войны. Это непреложная истина на все времена, для всех людей и всех наций». У его героев и мысли нет о том, чтобы договориться с «жуками», напавшими на Землю. Бить гадов — и все. Не молодцы ли?)))
21.06.2011 в 21:16 #163585Очень любила фантастику, начиная со школьных средних классов и заканчивая так 25-ю годами, читала все подряд, что могло заинтересовать меня. В основном это были зарубежные фантасты, из наших Беляев, Братья Стругацкие, в общем вспоминаю с нежностью этот период.
21.06.2011 в 22:27 #163586Привет! А Лукьяненко в ваш список попал?
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах