Обучение чтению детей с нарушениями речи. Личный опыт. Часть 1

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ravenna 10 года/лет, 7 мес. назад.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 86 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #33934

    Ravenna
    Участник

    Прочитала пост на форуме относительно раннего обучения чтению детей и увидела однозначную позицию автора статьи и комментариев относительно того, что на детей с нарушениями речи польза от этого не распространяется. Хотела написать комментарий, но он непроизвольно вылился в нечто огромное. Мне кажется это очень интересная и важная тема и мне хочется поделиться со всеми своим опытом. Я молодая мама пока троих детишек, у меня экономическое образование, а все знания на тему детской психологогии, педагогики, логопедии складывались из общения с многочисленными специалистами, прохождением различных коррекционных программ и, конечно, наблюдением за своими очень разными детьми и их результатами. С удовольствием обсудила бы многие темы, но не буду распылятся.
    Основная идея всего написанного ниже, что для детишек с проблемами, на мой взгляд, надо наоборот гораздо внимательнее отнестись к их обучению чтению еще до школы (не с года, конечно, но лет с 4, чтобы было время все освоить).
    Моя старшая дочка с распространенным нарушением речи ФФНР или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (говорить мы начали только в 2,5 г. (в смысле это были первые слова и долгое время понятные только родителям), звуки почти все заменяли — Д,Т, шипящие, свистящие, Р,Л… до сих пор с логопедом, а скоро уже 7, но слава Богу финиш близится), плюс полная непоседа с дефицитом внимания. Это были основные видимые проблемы, специалисты еще много чего нам в диагноз записывали. Но надо отметить, что при всей картине с интеллектом у нас все нормально, просто сопутствующие особенности мешали развиваться на уровне сверстников, новый материал вызывал бурные эмоции и наотрез отвергался, поэтому если дети знакомых как-то сами, без участия родителей учатся считать и даже читать (пусть не очень хорошо, но в школе то подтянут), то у нас все требовало гигантских усилий.
    В такой ситуации про раннее обучение чтению я даже не думала, точнее думала, двигаться как-то в этом направлении, но попытки мало что давали (то есть буквы мы освоили, но вот связывать их в слоги было очень трудно, в 4 г я ей сама говорила мо-ло-ко (показывая слоги на карточках) и спрашивала что получилось? — результат 0), но особенно не приставала, и без этого хватало (и хватает) забот с разными специалистами. Естественно хочу сказать, что если есть какие-то особенности развития в первую очередь надо работать над ними (то есть искать своего логопеда, психолога, нам очень нейропсихолог еще помог). Это не обсуждается. Речь о том когда и как можно начинать с такими детьми учиться читать. Не будет ли это лишней нагрузкой на них? Это мои опасения, которые к счастью не оправдались. Вообщем домашние попытки и посещение типичных развивающих занятий особого эффекта не давали (типичных в смысле, что детям предлагается множество заданий для выполнения за партой на бумаге, которые могут быть вполне интересными, но теперь мне кажется, что все они больше тестируют детей на то, что они могут или не могут, а не развивают).

    По воле случая с подрастающим младшим братом (ему тогда 3 было, а старшей 5,5) мы пошли в [url=http://youngerudite.ru]Клуб юных эрудитов[/url]. Я давно смотрела на их невероятные призывы (чтение с 2-х лет, стихи классиков и т.п.), но о дочке даже не думала в этом контексте, мол зачем на нее это все нагружать. Средний у нас мальчик совершенно другой, вполне обычный, с хорошей памятью, сообразительный, вообщем ему можно и может даже нужно (был таков наш изначальный настрой). Но раз стал ходить он, то Соня тоже запросилась и решили попробовать. К моему удивлению очень понравилось оба стали ходить.
    В итоге при правильной подаче материала (почти все занятие в движении, с красивыми картинками подсказками и огромным желанием собрать побольше карточек) быстро вышли в чтение (в математике, наконец, устный счет сошелся с количеством видимых предметов, а цифры обрели смысл). В этом году (последний год перед школой) зачитали просто фантастически (бегло, осмысленно, с удовольствием). Жаль, что не могу прикрепить видео. Отдельно хочется про стихи рассказать. Память кротковременная у нас хромает. Поэтому совместное заучивание стихов было просто катастрофическим (даже совсем коротких и простых), постоянно меняли слова местам не ощущая разницы, стихи на праздники в саду начинали учить как минимум за месяц. Про выступление вообще молчу, даже дома рассказывали не то, чтобы без выражения, а в таком темпе и почти криком (да еще не заставишь! именно пытались заставлять, о ужас!). А в Клубе стали изучать сразу по 20-30 стихотворений классиков (а может и больше) на каждое время года. Причем почти все одновременно. Как это было? Каждую неделю на занятиях, сидя на ковре, читали вместе с педагогом и раскладывали ковер из красивых соответствующих картинок (на строчку — две своя картинка в тему), то есть и зрительный образ и на слух и проговаривание, да еще и движения соответствующие добавляли. Конечно, сама Наталья Борисовна все читает с необычайным выражением и дети просто заражаются и заражают друг друг. Потом дома мы также мначала вместе читали книжку с соответствующими стихами (с теми же картинками), читали, то есть я им читала, а они с удовольствием слушали и потом стали уже помогать. Затем просто все стихи вывесили на стены и они уже сами читали, когда было настроение. В машине слушаем диск (опять же только при обоюдном желании). Результат потрясающий. Стихи стали не просто механически заучиваться, а полюбились. А выкрикивание стихов на занятиях и дома (кто громче) постепенно превратилось в очень эмоциональное чтение (в репертуаре есть и очень неожиданные стихотворения, которые меня сначала смутили, но для нас с задержкой эмоционального развития это было как раз то, что надо, например посмотрите стихотворение Ольги Беляевской Елка, в котором новогодняя елка «плачет с тоскою глубокую, лес мой родной не видать… здесь одинокою мне суждено умирать». Но конец более менее позитивный. Причем это довольно длинное стихотворение (четверостиший 20, наверное) читали 3-х летние дети и оно стало одним из любимых (чтение подразумевает помощь взрослых при необходимости, так чтобы не было боязни что-то забыть, дети очень постепенно выходят в полностью самостоятельное чтение и оно само как-то получается).

    #256777

    Ravenna
    Участник

    Ура! Есть текст. Значите дело действительно было в количестве символов.

    #256778

    Tanya:)
    Участник

    Дайте пжл ссылку на упоминаемый пост.

    #256779

    Ravenna
    Участник
    #256781

    Tanya:)
    Участник

    Я в принципе не вижу необходимости в раннем чтении. Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя. Гораздо важнее, на мой взгляд, при проблемах с речью да и для всех детей общее развитие. Учить произносить звуки, заучивать логопедические и детские стихи, сопровождать декламацию жестами, например, стишок про жужжание жука — изображать жука и т.д. У дошкольников должна быть развита связная речь, он должен уметь отвечать на вопросы о себе, своей семье, назвать цифры, цвета, животных. При этом совсем не обязательно уметь читать.

    #256782

    Aleksa7
    Участник

    [QUOTE]Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя.[/QUOTE]

    это вы о детях с нарушениями речи или в общем?

    #256780

    Tanya:)
    Участник

    [i]Прочитала пост на форуме относительно раннего обучения чтению детей и увидела однозначную позицию автора статьи и комментариев относительно того, что на детей с нарушениями речи польза от этого не распространяется.[/i]
    Пусть я покажусь вам занудой, но ваш текст на две публикации и эта статья никак не связаны. Вообще не увидела никаких упоминаний о пользе или не-пользе обучения чтению детей с ЗРР. И раннее развитие — это никак не 5 лет и не год до школы.
    На мой взгляд, в рекламируемом вами клубе применяют проведённую методику: заучивание наизусть и карточки с картинками. Научится ли ребёнок читать в 3 года или 5 лет, зависит в большей степени от его способностей.
    Это не хорошо и не плохо, вы написали интересный текст. Просто, зря привязали его к раннему чтению.

    #256783

    Tanya:)
    Участник

    О всех

    #256852

    Ravenna
    Участник

    Вот часть статьи, которая навеяла мои мысли:
    «Ребенок сможет научиться учиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:

    • Четко выговаривает большую часть звуков (незначительные артикуляционные дефекты не являются препятствием для обучения чтению)

    Важно: если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом прежде, чем начинать обучение»

    Но я согласна с вами, что мои тексты действительны не особенно с связаны со статьей, кстати, название поста — обучение чтению, а не раннее развитие. Просто я хочу сказать, что наличие дефектов не препятствует обучению чтению, вопрос в том как это делать.

    «Нормально, если до 5-6 лет ребёнок вообще не будет знать буквы или максимум научится копировать своё имя.»
    Дети с особенностями медленнее воспринимают новый материал и форма подачи его в школе может быть не столь эффективна, поэтому стоит задуматься об этом заранее и чем более ребенок будет подготовлен к школе, тем легче будет всем в дальнейшем (уж очень не хочется идти в коррекционные школы).
    Общее развитие естественно очень важно, кстати, все что Вы описали также используется на занятиях (извините, если похоже на рекламу, я допускаю, что в Москве есть еще места, где проводят подобные занятия, просто мы были во многих клубах и центрах и картина везде похожая и совершенно другая).
    Например, относительно рассказа о себе, аналогично родители и все остальные в основном спрашивают с детей этот рассказ, а дети теряются и могут путать информацию (особенно некоторые), после чего делается вывод — ну вот к школе не готов. А мы еженедельно повторяем все времена года, рассказ о том когда я родился (только не абстрактно, а ищем число рождения в таблице сотня, показываем месяц рождения на баннере со всеми месяцами, проговариваем какое это время года, начало, середина или конец его, показываем на карте мира все материки, на карте Москвы улицу, где живем и т.д.).

    #256853

    Tanya:)
    Участник

    Может, я что-то упустила из ваших обширных постов. Но вы пишете о заучивании стихов в 3 года, а именно об обучении чтению — в 5-6 лет. Лично я не вижу в этой методике ничего выдающегося, большинство детей даже в обычном саду занимаются по аналогичной программе.
    В чём принципиальная разница между ранним развитием и ранним чтением? На мой взгляд, чтение — одна из составляющих развития. Когда говорят о раннем развитии, чаще всего имеют в виду именно подготовку к школе и особенно чтение.

    #256854

    Ravenna
    Участник

    «Но вы пишете о заучивании стихов в 3 года, а именно об обучении чтению — в 5-6 лет.»
    Действительно большие посты сложно воспринимаются. Старшая в 5 лет пошла в группу к трехлеткам (вместе с братом), поэтому все описанное (и стихи, и чтение) относится к возрасту от трех лет (но если приходят дети 5, то начинают точно также и вообщем все принципы применимы к любому возрасту). Просто чем младше ребенок, тем больше требуется участия и поддержки взрослых.
    Существенной разницы между ранним развитием и ранним обучением чтению нет, просто я пыталась осветить тему обучения чтению (не раннего, а обучения вообще). К нам, например, когда приходят знакомые дети более старшего возраста (даже 1 класс) их также очень занимают все игры. Акцент не на возрасте, а на особенностях развития.
    Насчет садов, спорить не буду, мы успели побывать в ведомственном от МГУ, логопедическом и приличном районном саду. К сожалению, ничего близкого нет.. (в частных мы не были, но допускаю, что нам просто не повезло с методистами, воспитателями и прочее). Но по-моему в программе сада основы чтения (соединение в слоги) начинают только в подготовительной группе (средний сын у меня сейчас в средней группе, они даже буквы не проходят, рабочих тетрадей никаких нет, с цифрами тоже не работают). Собственно даже Петерсон в рабочих тетрадях 5-6 лет предполагает счет в пределах 5, а во второй части 6-7 лет счет в пределах 10. Кстати, как раз в логопедическом саду была более усиленная программа подготовки (детки там в основном непростые, хотя опять же может дело в воспитателях, там у нас Петерсон и был, в нынешнем саду нет) и занимались всем больше, но мы ушли из-за логопеда, а в обычном саду программы явно не хватает.

    #256784

    Aleksa7
    Участник

    для всех это не может быть нормальным….в 5 лет не знать буквы? наверное это не конец света, но и совсем не пример для подражания. если нет никаких проблем с развитием, конечно.

    #256785

    Ravenna
    Участник

    вот я как раз об этом, что если есть проблемы, то тем более лучше уже и буквы знать и больше (естественно, если речь не о серьезных нарушениях, а в основном о сдвг, психологических и эмоциональных проблемах, нарушениях речи). Хотя у всех свои результаты, просто этим надо заниматься, а оставлять все до школы (когда ребенок созреет, как говорят многие специалисты, только вот созреть они могут не к 1 классу, а позже и что тогда).

    #256795

    Tanya:)
    Участник

    Скорее, читающие в 3-4 года дети — отклонение. Если ребёнок способен, конечно, ничего плохого нет. Но большинство детей всё-таки не готовы. Почитайте, что Мурашова пишет. Современная школьная программа рассчитана на самых способных и усидчивых, а многие дети даже к 7 годам имеют неокрепшую нервную систему. Плюс объяснимое желание родителей не отставать от «дворового тренда»: сосед в гимназию, и мой в гимназию.
    В 5-6 лет начинают учить буквы и осваивают чтение гораздо быстрее, чем в 3 года. Не надо мучить малышей, если им рано.

    #256786

    Tanya:)
    Участник

    Знаете, Ravenna, а почему именно чтение при нарушениях с речью? Почему не стихи наизусть (ну, у вас это явилось предварительным этапом перед чтением), почему не пение? Говорят, пение — старый логопедической приём при заикании. Почему не театральное искусство? При психологических проблемах очень рекомендуют.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 86 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.