Что родителям нужно знать о «школе ступеней»?
В современном образовании многое меняется: раньше всех детей — младших, средних и старших — учили в одном здании. Все возрасты смешивались в едином образовательном пространстве и, казалось, никто не задумывался над тем, насколько это полезно и правильно. Теперь задумались и решили, что подход к каждому возрасту должен быть свой. Поэтому большинство московских школ перешло на методику, которую назвали «школой ступеней»
От ступени к ступени — новые знания, увлечения, проекты. Мама.ру решила разобраться, а не навредит ли такое разделение «возрастному обмену»: ведь дети ходят в школу не только получать знания, но и за тем, чтобы научиться взаимодействовать друг с другом. Кроме того, нам стало интересно, как переход на образование по ступеням отразится на жизни учеников, учителей и родителей. Мы поговорили с двумя директорами школ, работающих по новой методике: директором лицея №1571 Мариной Викторовной Варгамян и директором школы №1434 Алексеем Владимировичем Карпухиным.
Мама.Ру: Что такое «школа ступеней»? В чем её преимущества?
Марина Викторовна: Это правильная модель для больших образовательных комплексов. В нашем лицее учатся 5 708 детей, из них 33% — дошкольники, 30% — учащиеся начальной школы. Возникла логичная идея — построить «школу ступеней». Соблюдение правил возрастной индивидуальности — это комфорт и возможность учитывать психолого-педагогические особенности каждого возраста.
Мама.Ру: Как «школа ступеней» изменила именно вашу школу? Вы видите положительный эффект? Или наоборот?
Мама.Ру: Потребовалось ли как-то переделывать сами здания: для младших и для старших?
Мама.Ру: Хватит ли учителей для всех классов, как будут перераспределены педагогические коллективы старых школ?
Мама.Ру: Удобно будет родителям начинать водить детей в одно здание комплекса, а потом переходить в другие? Значит ли это, что детей в параллелях будет больше? Есть ли максимально разрешенное количество классов?
Школа интересна не стенами, не зданием, а своими учителями и традициями. И если любимый учитель переходит вместе со всеми детьми в соседнее здание, то проблем с адаптацией к новым стенам и к незначительным изменениям в маршруте не будет.Классов в параллели будет больше, но самих параллелей в здании меньше. Не забывайте, что мы просто перераспределяем уже имеющихся детей, а не набираем со стороны. А количество обучающихся в школе определяется нормами СанПин.
Мама.Ру: Есть ли нормативы, определяющие расстояние между школами комплекса?
Мама.Ру: Допустим, две школы комплекса — английские, третья — немецкая. Как пройдет объединение? Не потеряют ли школы свой индивидуальный стиль обучения?
Мама.Ру: Как нововведение отразилось на всех сторонах «школьной жизни»: образовательной, творческой, проектной?
Появилась возможность создать творческие исследовательские зоны, организовать места для детской активности. Теперь для детей определенного возраста в отдельных зданиях организованы секции дополнительного образования.У ребят основной школы – это совсем другая, важная для них среда. Компьютерные технологии, обмен книгами, эксперименты в лабораториях, работа в команде, возможность попробовать себя в различных проектах, пообщаться с друзьями на образовательные темы и не только… Ребята благодарны за такие условия и возможность почувствовать себя взрослыми.