Секс — не потребность, и почему это важно
Еще 58 статей на тему: Секспросвет
Как объяснить ребёнку что такое зачатие? «SOS! Мой сын играет в куклы!»: нужно ли делить игрушки по гендерному признаку? «Хочу лечь и не просыпаться»: как живут в России ЛГБТ-подростки 25 способов вернуть страсть в отношения 8 правил секса в новогодние каникулы 9 причин заниматься сексом во время беременности Cекс во время беременности: можно или нельзя TUTTA.TV: есть ли секс после родов TUTTA.TV: секс во время беременности Анальный, оральный секс и секс-игрушки во время беременности Боль во время секса после кесарева сечения. В чем причина? Все, что нужно знать об овуляции Как воспитывать детей — и оставаться любовниками Как выбрать гормональный контрацептив Как говорить с детьми о сексуальных домогательствах Как МУЖЧИНЕ оставаться интересным для жены после рождения ребенка? Как предохраняться после родов Как сохранить романтику после родов Калечащей практике «обрезания» в России подвергаются больше тысячи девочек в год Когда пора рассказать ребенку о сексе Когда стоит отказаться от секса Контрацепция для мамы Латексная безопасность, или Как правильно надеть презерватив Можно ли забеременеть при использовании контрацептивов? Можно ли заниматься сексом во время беременности? Некролог на смерть сексуальной жизни Плод и секс Секс во время беременности Секс во время беременности — можно или нельзя Секс во время беременности: безопасно или нет? Секс во время беременности: позы, страхи и новые ощущения Секс и нагота после рождения детей: мамы и папы обсуждают и спорят Сексуальная жизнь во время беременности Сексуальное влечение во время беременности Сексуальные позы во время беременности Стоит ли говорить с мальчиками о менструации? У заботливых отцов активная сексуальная жизнь Что дать почитать подростку о сексе Что делать, если ребенок неожиданно зашел в спальню Что нужно знать о ВИЧ (да, и вам тоже) Что нужно знать об эпизиотомии и ее последствиях Почему девушки гуляют от своих парней? Православная церковь предлагает покончить с влюблённостью Материнского инстинкта не существует Профессор в кенгуру: студенты могут приносить детей на занятия Что нам нужно знать о педофилии В Китае ведут учёт фертильных женщин «Покидая Неверленд» — это учебное пособие для родителей Детям, ставшим жертвами педофилов, часто не верят 7 вопросов, которые лучше не задавать невесте в положении 14 мифов о месячных, которые приносят больше вреда, чем пользы 14 удивительных мифов о контрацепции, в которые кто-то верит до сих пор Гинекологи отвечают на неудобные вопросы о своей профессии 7 опасных мифов о сексе, в которые верят подростки (и даже некоторые взрослые) 8 мифов о ВИЧ Ваши права: Что нужно знать об абортах и манипуляциях в женских консультациях Что такое индекс Перля и какие методы контрацепции — самые эффективные? Пять способов зажечь искру после рождения детейСекс — не потребность, и почему это важно
Публикуем важный отрывок из книги Эмили Нагоски «Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса»
«Потребность — это биологический механизм, задача которого — поддерживать организм в здоровом базовом состоянии: следить за тем, чтобы ему было не слишком жарко и не слишком холодно, чтобы он не испытывал голода и не переедал. Обычно работу этой системы описывают на примере термостата: когда температура падает ниже критической отметки, термостат замечает это и автоматически включает подогрев, затем, когда температура возвращается к желаемому уровню, подогрев отключается. Температура колеблется в пределах нескольких градусов от заданной точки.
Классический пример потребности — голод. Голод движет нас к поиску пищи и ее поглощению, но, когда насыщаемся, мы перестаем есть. Существует множество других сходных потребностей: жажда влечет за собой поглощение жидкости, усталость вызывает сон, нарушение терморегуляции — дрожь или потоотделение, заставляет снимать свитера или включать обогреватели. Голод и жажда — это побудительные системы, побуждающие вас предпринимать действия, чтобы избежать гибели. Некомфортное («отрицательное») внутреннее состояние жажды, истощения или холода толкает вас вперед, чтобы удовлетворить потребность и вернуться к комфортному базовому состоянию. Базовое состояние означает, что вы в безопасности. Когда вы слышите «потребность», это значит «выживание».
Ученые долгое время считали секс «потребностью». Трехфазовая модель Хелен Сингер Каплан описывает сексуальное влечение как одну из «потребностей, или разновидностей аппетита, служащих орудием выживания индивидуума или целого вида». Веками ученые полагали, что секс — это «голод». Вы, скорее всего, думаете так же. И я долгое время тоже так считала.
Как выясняется, это не так. Доказать, что секс — это не потребность, легко. Как сказал в 1956 году психолог Фрэнк Бич: «Никто никогда не страдал от разрушения тканей организма из-за отсутствия секса». Человек погибает от голода, жажды и от истощения при недостатке сна. Но никто еще не умер из-за того, что его не пригласили в постель. Может быть, они хотели, но это совсем другое (и об этом пойдет речь в следующем разделе). В сексе нет никакого базового состояния, к которому организм должен вернуться, и если вы не «подпитываете» сексуальное влечение, то не получаете никакого физического ущерба.
На самом деле секс — это поощрительно-побудительная система. Многие люди при слове «поощрение» представляют себе некий приз, нечто, стоящее усилий. Биологическое значение термина идентично. Это случаи, когда вами движет не дискомфортное внутреннее ощущение, например голод; поощрительно-побудительная система толкает вас вперед к привлекательному внешнему стимулу. Когда вы слышите «поощрительно-побудительный», это значит «наслаждение».
Потребность → выживание. Вами движет неприятное внутреннее ощущение, действие заканчивается, когда вы возвращаетесь к базовому состоянию.
Поощрение → наслаждение. Вас притягивает к себе привлекательный внешний стимул (поощрение). Действие заканчивается, когда вы достигаете цели и получаете удовольствие.
В работе многих систем, например аппетита, задействованы оба этих механизма, поэтому мы можем хотеть какое-нибудь лакомство, даже если не голодны.
Но секс — это не потребность.
Споры на эту тему идут давно. С одной стороны, зоологи (например, Фрэнк Бич) знали, что секс не потребность, как минимум с середины ХХ века. С другой стороны, модель сексуального ответа, которую до 2013 года использовала в своей работе Американская ассоциация психиатров, строилась на концепции секса как потребности. К тому же у вопроса есть и политическая подоплека: нуждаются ли люди в сексе?
Я думаю, очень важно прекратить дебаты и признать, что секс — это поощрительно-мотивационная система. Почему? Смотрите, что происходит, если мы считаем секс жизненной потребностью.
Если секс так же необходим человеку, как пища, значит, те 30% женщин, которые редко испытывают спонтанное желание секса или не испытывают его никогда, они… Что мы скажем про человека, не испытывающего голода, даже если он не ел целую неделю или даже месяц? Этот человек явно болен! Если секс — это голод, а вы никогда не бываете голодны, значит, с вами что-то серьезно не так. А когда вы верите, что с вами что-то не так, в действие вступает стрессовый ответ. А когда в действие вступает стрессовый ответ, интерес к сексу (у большинства людей) испаряется. Утверждая, что секс — это потребность, вы заявляете здоровой женщине с ответным влечением, что она больна. Повторите это достаточное количество раз, и в конце концов она вам поверит. А когда она вам поверит, это внезапно станет правдой. Тревога делает людей больными.
Итак, когда мы признаем, что секс — это поощрительно-мотивационная система и что ответное влечение вполне нормально и здорово, сексуальная жизнь каждого из нас станет намного лучше. Если у вас ответный стиль влечения и вы хотите сделать его более активным, вам не нужно менять себя, вам нужно изменить контекст.
Но патологизация ответного влечения как сниженного — не худшее последствие мифа о потребности в сексе. У секс-педагогов, более ста лет борющихся против этого мифа, имеются и более веские причины, связанные с социальной справедливостью. Концептуализация секса как потребности создает питательную среду для сексуальной привилегированности мужчин. Николас Кристоф и Шерил ВуДанн в книге Half the Sky («Половина неба») демонстрируют, каким образом предположение, будто мальчикам необходимо иметь возможность «сбросить сексуальное напряжение», поощряет сексуальное порабощение девочек из бедных слоев общества. Если вы думаете, что секс — такая же потребность, как голод или жажда, утолять которые необходимо для выживания, если вы думаете, что мужчины с их 75% спонтанного влечения особенно нуждаются в сбросе накопившейся сексуальной энергии, значит, вы готовы оправдать любую стратегию мужчины, чтобы облегчить свое положение. Потому что если секс — это потребность такая же, как голод, значит, потенциальный партнер — это пища. Или животное, на которое нужно охотиться, чтобы употребить в пищу. А это не только некорректно, это неправильно.
И это важно. Полагая, что секс — это потребность наравне с голодом, мы начинаем наделять его привилегиями, которых он не заслуживает. Но если мы будем рассматривать секс как поощрительно-мотивационную систему (коей он и является), не изменятся ли вслед за этим культурные установки? Не станет ли культура менее толерантна к страданиям девочек, если выяснится, что они переносят эти страдания не для того, чтобы насытить голод мальчиков, а лишь для того, чтобы удовлетворить их интерес? Может быть, и нет, я не знаю. Но я точно знаю, что сексуальная привилегированность мужчин — первостепенная причина их сексуальной агрессии по отношению к женщинам. Если вы считаете, что эрекция означает «насущную жизненную необходимость», то миф о потребности в сексе, подкрепленный сложившимися культурными установками, запрещающими женщинам такую же сексуальную раскованность, как мужчинам, становится токсичным.
Да, все говорили вам, что секс — это потребность. И даже новейшие сексологические исследования иногда крепко держатся за идею спонтанного влечения как потребности. И словно чтобы запутать ситуацию еще сильнее, даже сексологи, знающие, что к чему, иногда говорят «сексуальная потребность», точно так же как атеисты говорят «слава богу». Язык настолько пронизывает культуру, что даже люди с совершенно противоположным мировоззрением по-прежнему используют подобные выражения.
Но секс — это не потребность. Пожалуйста, расскажите об этом всем, кого знаете.»