Расскажи, как сегодня было в садике?
Марина Озерова, автор сайте «Дети в семье», о том, почему трудно узнать у ребёнка, что его обижают в детском саду
Многие взрослые не могут ничего вспомнить о собственном пребывании в детском саду, или помнят несколько обрывочных моментов. Также часто приходится слышать от родителей детей, посещающих детсад, что «ребенок ничего не рассказывает». Иногда родители удивляются, что ребенок не рассказывает даже негативных случаев. Причин тому несколько:
1. Память выталкивает неприятные воспоминания, оставляя приятные. Это своего рода механизм психологической защиты.
2. Дети чувствуют бызвыходность и безнадежность ситуации (если рассказать родителям — ничего не изменится, все равно все останется на своих местах).
3. Дети не умеют осознавать и тем более формулировать свои эмоции и переживания. Не может же ребенок рассказать примерно следующее: «мне очень не хотелось идти туда, поэтому я капризничал все утро, не желая надевать штаны и обуваться. Потом, когда ты ушла, я ощутил странную пустоту внутри и страх, будто ты не придешь больше никогда. Мне показалось, что ты оставляешь меня здесь. Мне хотелось бежать за тобой и кричать, но мое горло будто сжалось. Мне стало вдруг так грустно и одиноко, хотя вокруг было много людей…»
Дети не умеют формулировать. Они только чувствуют — плохо. И все. Дальше это «плохо» загоняется как можно глубже, ребенок улыбается и бегает и играет, и рассказывает о том, как ему было хорошо. Но «вдруг» заболевает астмой. Почему-то. Или начинает часто болеть. Или появляются хронические ангины. И вот ведь странно — он так любит садик! Так туда хочет ходить! и при этом часто болеет…
4. Дети всегда стремятся оправдать родительские ожидания. Они понимают, что сейчас в понятие «хороший ребенок» входит «хорошо вел себя в садике» и «ему нравится в садике». И поэтому не разочаровывают родителей.
5. Часто дети даже не знают, что о негативном можно рассказать. Это правда. Даже домашние дети (мои личные наблюдения за несколькими), приходя из компаний, где их обижали, ничего не рассказывали маме (полностью благополучные и доверительные отношения). Они просто не поняли, что об этом надо рассказать и это надо как-то решать. Дело в том, что дети воспринимают любую линию поведения с ними как данность. Поэтому если воспитательница или другие дети ведут себя вот так — хорошо, значит это такая планета. Надо жить с этим. И дети ничего плохого не рассказывают.
6. Чувство вины. Когда ребенка обижают, он испытывает чувство вины — если с ним поступили плохо, значит, он заслуживает такое обращение, значит, он виноват. Поэтому рассказывать он не хочет.
Как узнать о том, как же было в садике?
Самый простой способ — нарисовать. Сюжетную картинку хорошо, но еще лучше — настроение. Особенно — настроение «по часам»: «как ты себя чувствовал утром? на прогулке? во время занятия?».
Еще один простой и эффективный способ — поиграть в пальчиковые или обычные куклы «в детский сад». Или просто поиграть: «давай я буду мальчик, а ты моя воспитательница». И следите за выражением лица и особенно глаз. Ну, и голос все выдаст.