Не тряси!

Не тряси!

Начнем с ужасного. Однажды одной молодой маме срочно и незапланированно потребовалось съездить в учебное заведение, где она училась. Она попросила недолго посидеть с шестимесячной дочкой ее папу, с которым они не жили вместе. Он и раньше оставался с ребенком, и все было в порядке, поэтому женщина, ни о чем не волнуясь, отправилась по своим делам. Когда она через несколько часов вернулась домой, там было тихо. Папа сидел в гостиной перед телевизором и на вопрос, где малышка, сообщил, что она спит в своей кроватке. Выглядел он совершенно спокойным и рассказал, что за время маминого отсутствия ничего такого не произошло.

Прошел час, а девочка все спала, что для нее было необычно. Когда мама попыталась ее разбудить, ей это не удалось, при этом она обратила внимание на то, что ручки и ножки девочки как-то странно напряжены. Что-то было не так. Вызвали «скорую», ребенка увезли в больницу и срочно прооперировали. Оказалось, что у малышки произошло кровоизлияние в мозг. И не просто так, на ровном месте. Ее очень сильно трясли. Очень. Папа сначала все отрицал. Но потом признался — девочка ужасно расплакалась, он не мог ее успокоить, впал в панику, нервы не выдержали… Подонок, конечно, и за свои нервы он ответил в суде. Девочка выжила, но осталась инвалидом.

В данном случае речь идет о так называемом синдроме сотрясения ребенка или посткоммоционном синдроме, по-английски он называется Shaken Baby Syndrome (SBS). Впервые медицинские последствия резкого встряхивания младенцев были описаны британским педиатром Джоном Кэффи еще в 1946 году, а более глубокие исследования были проведены нейрохирургом Норманом Гуткельхом в 1971 году. До появления компьютерной и магнитно-резонансной томографии диагностика SBS была затруднена, однако в наше время ситуация с выявлением последствий резкого встряхивания ребенка улучшилась. В 2003 году в Эдинбурге состоялся первый международный конгресс по SBS, и в этом же году в Швейцарии прошел первый судебный процесс, связанный с гибелью ребенка от SBS.

В чем же дело? А дело в том, что мышцы шеи у младенцев недостаточно сильны, чтобы крепко удерживать относительно большую и тяжелую голову. В результате тряски незафиксированная головка болтается, из-за чего происходят кровоизлияния под оболочки головного мозга, причем без каких-либо наружных признаков повреждения. Последствиями такой травмы головы могут стать паралич, слепота, судороги, умственная отсталость, но в первую очередь смерть. SBS служит одной из основных причин гибели младенцев — умирает более 25 процентов жертв. У остальных же стойкие неврологические нарушения сохраняются на всю жизнь.

В США от SBS ежегодно умирают около двух тысяч малышей, в Великобритании — около ста, в мировом масштабе происходит в среднем 27 случаев SBS на 100 тысяч младенцев. Есть данные о том, что ежедневно в мире от тряски умирает хотя бы один ребенок. Эксперты полагают, что каждый год от SBS страдают десятки тысяч младенцев, но не все случаи сразу становятся известны, тяжелые последствия для здоровья детей проявляются позже.

Еще немного статистики. В результате проведенных в США и Великобритании исследований выяснилось, что, как правило, жертвами SBS становятся младенцы в возрасте трех-четырех месяцев, а виновниками чаще всего являются отцы или отчимы малышей (68-83 процента), далее следуют няни (8-17 процентов) и на последнем месте матери (9-13 процентов).

А теперь перейдем к главному вопросу — почему все-таки трясут младенцев? Потому что они плачут (согласно одному из исследований, посвященных SBS, родители 89 процентов жертв еще до совершения преступления обращались к медикам с жалобами на то, что ребенок постоянно плачет). Детский, а особенно младенческий плач — очень серьезное, иногда непереносимое испытание для нервов взрослых. Известно, что в систему тренировок «морских котиков» — элитного отряда спецназа ВМС США — входит лишение сна и звук младенческого плача. Так их готовят к пыткам.

Так вот, считается, что в норме младенцы могут плакать от двух до трех часов в день. Но от 20 до 30 процентов эту норму не соблюдают, то есть плачут значительно больше. И взрослые срываются, теряют контроль над собой. Малыша трясут от усталости, ярости, бессилия и отчаяния, не помня себя. Мужчины в этом случае более подвержены таким срывам, их психика, в отличие от матерей, которым все-таки помогают гормоны, не выдерживает. Это ни в коем случае не оправдывает «сорвавшихся с катушек» родителей, но их состояние вполне понятно.

В США ежегодно третья неделя апреля посвящена информированию населения о том, к каким тяжелым последствиям может привести тряска младенца. Но просто знать, что трясти нельзя, еще не значит, что в стрессовой ситуации не может произойти неконтролируемый срыв. Поэтому родителей учат мерам профилактики SBS — то есть тому, как и самому не дойти до невменяемого состояния, и не дать младенцу сводить родителей с ума своим непрекращающимся плачем. Тут, правда, стоит отметить, что такой плач может быть, не дай бог, связан с серьезными патологиями, например, с инвагинацией кишечника или пилоростенозом, так что необходимо все-таки исключить их наличие.

Но если с этой стороны все в порядке, то сначала очевидное: малыш плачет — надо проверить, удовлетворены ли самые его насущные нужды. Накормить, подержать столбиком, поменять подгузник, проверить, не слишком ли тесная на нем одежда, не жарко ли ему или наоборот, не замерз ли. Если младенец продолжает орать, можно попробовать многое — прогулку в коляске или в машине, соску, грудь (если малыш на ГВ), массаж спинки, темноту и тишину, или наоборот, музыку и танцы с младенцем на ручках, погремушки, пение, включение пылесоса или фена и так далее.

При этом желательно регулярно практиковать глубокое дыхание и счет до десяти, а еще лучше, если есть кто-то, кому можно доверять, чтобы оставить на него малыша и хотя бы ненадолго выйти из дома, отвлечься, чтобы успокоиться. А потом, вернувшись, взять ребенка на руки и дышать спокойно и медленно — есть шанс, что, почувствовав ваше спокойствие, малыш тоже затихнет.

Но иногда все эти танцы с бубнами не помогают. И вот еще одно подтверждение того, что новое — это хорошо забытое старое. Самой современной рекомендацией по утихомириванию разбушевавшихся младенцев является широко рекламируемый сейчас в США так называемый метод «пяти S» — по первым буквам английских терминов, составляющих предлагаемый метод — swaddling, side/stomach position, shushing, swinging and sucking, то есть запеленать, повернуть на бочок или на животик, дать соску, покачать на ручках, издавая при этом шипящие звуки. Все эти действия инстинктивно проделывает испокон веку каждая мама, но одно дело инстинкты, а другое — наука.

Метод предложил доктор Харви Карп в своей книге «Самый счастливый малыш в районе», который подсмотрел его в одном племени в Южной Африке. Тамошние матери именно таким образом за минуту успокаивают своих младенцев и это работает в 95 процентах случаев, причем тем эффективнее, чем младше ребенок. По мнению доктора Карпа, примерно до трех месяцев у младенца сохраняется некий природный «успокоительный» механизм, непосредственно связанный с его пребыванием в матке и создание условий, похожих на те, дородовые, этот механизм запускает.

В общем, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. И тогда, будем надеяться, обойдется без тряски.

Татьяна Щеглова

Поделиться
Класс

Уход за новорожденным

Выбор редакции

Детское воровство: причины и решения
Три профессии, которые сделают вас экспертом благодаря вашему ребенку
Если ребенок не играет один
Между сном и укачиваниями: как молодой маме успевать заботиться о коже лица
Скакалка – эффективное средство для похудения
Как вводить прикорм, чтобы ребенок правильно развивался и рос — инструкция для мам
Как защитить кожу от солнца — советы дерматолога
Сон новорожденного: что нужно знать маме?