Методика Домана: преимущества и недостатки

Методика Домана: преимущества и недостатки

Свою знаменитую развивающую методику американский врач Гленн Доман создавал для детей, родившихся с повреждениями мозга. Благодаря его рекомендациям и советам многие из этих ребятишек действительно сумели догнать сверстников в развитии. Успех вдохновил Домана на разработку новой теории – на сей раз для обычных малышей. Поклонники утверждают, что если досконально следовать инструкциям доктора, то из ребенка можно вырастить самого настоящего гения. Правда, современные психологи и педиатры настроены далеко не так оптимистично. Давайте разбираться!

Возможности без границ

Автор «революционного» метода раннего развития Гленн Доман абсолютно убежден в том, что любой ребенок с рождения обладает огромными способностями. «Чем раньше родители начнут заниматься с малышом, – считает ученый, – тем большего он сможет достичь во взрослой жизни». По мнению Домана, именно в период от 0 до 3 лет мозг младенца наиболее активно откликается на стимуляцию и способен усваивать невероятное количество информации. В общем, зачем зря время терять?

Звучит все это, конечно, весьма соблазнительно, но современные педагоги и нейропсихологи считают, что способности малышей к обучению, восприятию и переработке информации развиваются постепенно. Области мозга, отвечающие за различные виды деятельности, формируются не параллельно, а последовательно – каждая в свое время. Иными словами, «взросление» нервной системы малыша происходит по определенным природным законам, обмануть которые не сможет ни одна, даже самая продвинутая, теория. Кроме того, решающее значение для ребенка имеют вовсе не развивающие методики, а так называемая ведущая деятельность.

С рождения до года – общение, с года до 3 лет – предметная деятельность, а после 3 лет на первый план выходит игровая составляющая. Иначе говоря, родители вполне могут попробовать впихнуть в малыша максимальное количество информации, но вот заставить его грамотно и осознанно оперировать новыми знаниями, увы, не получится.

Двигаюсь и умнею

Доман считал, что стимуляция двигательной активности новорожденного крайне положительно влияет на развитие его мозга: ученый даже ввел понятие «двигательный интеллект» и разработал специальную гимнастику, которая помогает не угасать хватательному, ползательному и опорному рефлексам. Родители должны регулярно помогать малышу ползать, покачивать его на руках, перекатывать с одного бока на другой (тренировка вестибулярного аппарата) и давать возможность подтягиваться и висеть на своих пальцах. Кроме того, Доман советует не поддерживать за руки детей, делающих первые шаги: пусть осваивают хождение своими силами. За исключением этого пункта, все остальные предложения ученого ничем не отличаются от стандартных педиатрических рекомендаций.

Волшебные слова

Понятия «буква» и слог» для малыша слишком абстрактны, поэтому начинать нужно прямо с демонстрации слов: ребенок не только запомнит их целиком, но и сможет, по мнению Домана, без проблем узнать в любом тексте. Короткие слова постепенно сменяются словосочетаниями и предложениями, а крупный красный шрифт со временем «чернеет» и «уменьшается» до обычного.

Такой способ обучения, наверное, отлично подходит для развития зрительной памяти, но вот к чтению он имеет весьма опосредованное отношение. Запомнив слово, как картинку, малыш вряд ли сможет найти его в книге, напечатанной незнакомым шрифтом или новым цветом.

Карточки Домана

Параллельно с физическими нагрузками нужно заниматься и интеллектуальным развитием карапуза. Делать это Доман рекомендует с помощью придуманных им карточек – «битов информации». На карточке может быть написано слово (это чтение), изображено несколько точек (математика) или нарисована картинка (окружающий мир). Показывая карточку, нужно четко произносить соответствующее ей понятие. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10-15 карточек (на одну тему) за урок. Количество изучаемых категорий со временем увеличится: в конце концов придется показывать около 20 разных серий. Получается, что ежедневно малыш должен успевать позаниматься и чтением, и математикой, и географией, – согласитесь, набор предметов для годовалого младенца довольно серьезный. Все это, разумеется, ученый предлагает делать в игровой форме, но, увы, далеко не каждый ребенок готов развлекаться подобным образом. Одна из основных проблем методики Домана заключается в том, что она никак не учитывает индивидуальность малыша – его темперамент, увлечения и склонности. В результате карапуз, пока еще не расположенный к регулярным и весьма непростым занятиям, будет ежедневно испытывать серьезные перегрузки. Стоит ли гипотетическая «гениальность» нервной системы ребенка – решать, конечно же, родителям (им, кстати, в таком учебном режиме тоже приходится очень непросто!).

Численное преимущество

Для обучения счету Доман предлагает использовать карточки не с цифрами, а с точками – таким образом, ребенка можно сразу же познакомить с понятием количества. После освоения первых двадцати чисел можно переходить к равенствам и примерам. Как известно, младенцам очень важны тактильные ощущения, но Доман эту детскую потребность полностью игнорирует: никаких игр с кубиками, палочками или другими «математическими» предметами его методика не предполагает, а значит, процесс обучения получается для ребенка довольно скучным и слишком абстрактным.

Осторожно, родители!

Перед тем как начинать внедрять в жизнь советы Глена Домана, подумайте о том, что:
• никаких объективных данных об эффективности этой методики не существует. Последователи метода выступают против разнообразных «проверок знаний»: «Обучение» и «контроль» не должны пересекаться, – говорят они, – когда ребенок захочет, он сам продемонстрирует свои умения». Убедительных исследований, доказывающих, что выросшие «на Домане» дети учатся лучше своих сверстников, тоже нет;
• метод Домана практически лишает малыша возможности испытать радость от самостоятельно сделанных открытий и сформулировать свои собственные вопросы об устройстве мира (это касается детей постарше);
• родительское внимание к ребенку, о котором Доман говорит как о преимуществе методики (ведь вы так много времени проводите за общим делом!), на практике может оказаться довольно формальным. Редкая мама сможет искренне излучать любовь и энтузиазм во время неизменных ежедневных занятий.
Не для всех

Растущий младенец предпочитает изучать мир вокруг себя самыми разными способами – в том числе на ощупь и на вкус. Эти возрастные особенности развития детей американским ученым фактически игнорируются. Оно и понятно: у малышей с нарушениями развития совершенно другие потребности и возможности, поэтому созданная Доманом методика им действительно очень подходит и помогает. С обычными же детьми она, к сожалению, далеко не так эффективна. Тем не менее, некоторые идеи Домана могут быть полезны любому ребенку.
• Интеллектуальное развитие: никто не станет спорить с утверждением Домана, что мозг растет и развивается только в том случае, если постоянно работает. Регулярное знакомство с новой и интересной информацией, безусловно, принесет ребенку пользу, а повторение неплохо натренирует память.
• Расширение кругозора: факты, с которыми вы знакомите малыша, действительно могут его заинтересовать. Главное – следовать за интересами чада и не предлагать ему изучать тему «деревья», если сейчас он увлекается, например, гоночными машинками.
• Учеба – в радость: Доман отмечает, что занятия должны быть максимально комфортными для всех участников процесса. Если вы сумеете совладать с собой и прекратить урок до того, как ребенок потеряет к нему интерес, у вас действительно есть шанс вырастить прилежного и правильно мотивированного ученика.

Источник: журнал Mamas&Papas

А у вас есть опыт использования этой методики? Поделитесь!

Поделиться
Класс
  • https://mama.ru/members/margarita-lee/ Margarita Lee

    Добрый день, всем!
    Использовала эту методику и я, со своим сыном, и моя сестра, соответственно, с моим племянником)) мы занимались только по карточкам: чтение, математика, английский.
    Эта система совершенно точно помогает быстро запоминать любую информацию, благодаря системе циклических повторений, наверное. Что меня поразило особенно… начинала заниматься с сыном практически с рождения, где-то с 3-х месяцев и сразу у него был фокус на карточках и высокий интерес к ним длился на протяжении всего времени обучения — где-то до 2-х лет… потом вышла на работу и уже не было времени. Система, конечно, очень трудоемка в использовании. Если хочешь получить результат — делай огромное количество карточек, да еще и систематизируй их показ правильно. Сейчас, конечно, есть карточки в электронном виде, но ни одна из этих программ, по-моему не сделана, правильно.

Методики развития и воспитания

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться