Готовность к школе
Еще 9 статей на тему: Как подготовить ребенка к школе?
Как настроить ребенка на школу Подготовка к школе дома Готовим ребенка к школе Готовим малыша к садику и школе Занятия с ребёнком в детском саду Как подготовить ребенка к школе Подготовительные курсы для первоклассников: ходить или нет 11 упражнений, которые помогут подготовить руку ребенка к письму Учим ребенка определять времяГотовность к школе
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению.
Примерные варианты заданий вступительного испытания
Тесты на проверку внимания
— Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе «найди отличия». Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же.
— Для проверки речи ребенку могут предложить сравнить слова. При этом ему предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв; какие слова отличаются одной, двумя или более буквами. Например: “кот” и “кит”.
Задания, проверяющие уровень развития мышления
— Для выявления подобных способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Например: “дуб — ель — тюльпан — берёза”.
— Еще одно упражнение, определяющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению: «собери картинку». Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде.
Задания на проверку развития воображения и речи
— Наиболее распространенный вариант подобного задания — составление рассказа по картинкам.
— На собеседовании ребенка могут попросить объяснить значение некоторых слов, например, «телевизор».
Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи
— Для определения фонематического слуха учитель может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.
— Учитель может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв, например, в слове “луг”.
Проверка математических представлений
— На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счетных палочек (1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5).
— Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).
— Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».
Например:
“Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе
Ребёнку могут предложить утверждения о школе и спросить его, согласен он с ними или нет. За каждый утвердительный ему поставят один балл.
Примеры утверждений
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Ребёнка могут попросить ответить на вопросы о школе. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.
Примеры вопросов
1. Что такое класс?
2. Что такое урок?
3. Что такое каникулы?
4. В классе учатся дети одного возраста или разного?
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
— настроен исключительно на игру;
— недостаточно самостоятелен;
— чрезмерно возбудим, импульсивен, не управляем;
— не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
— мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
— имеет серьезные нарушения речевого развития;
— не умеет общаться со сверстниками;
— не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.