Вундеркинды, как и все дети, рано или поздно вырастают

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Tanya:) 11 года/лет, 2 мес. назад.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 27 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #29808

    Tanya:)
    Участник

    Снова моя любимая Катерина Мурашова выложила на снобе замечательно-поучительную статью «[url=http://www.snob.ru/selected/entry/66727]Дар божий или проклятие?[/url]»
    Родители не стали ходить вокруг да около, а сразу, что называется, взяли быка за рога. Надо признать, что у них были для этого все основания.
    — Наша дочь Таня пыталась покончить с собой. Психиатр в больнице, куда она попала по скорой, сказал, что попытка, скорее всего, была истинной, а не демонстративной.
    — Как он пришел к этому выводу?
    — Таня наотрез отказалась с ним разговаривать.
    — Веское основание… Сколько лет Тане?
    — 16.
    — Где она учится — в школе, в колледже, в училище?
    — В университете. Филфак, испанское отделение, второй курс.
    — Почему в 16 лет девочка оказалась не в десятом, в крайнем случае в 11 классе какой-нибудь гимназии, а на втором курсе университета? — спросила я.
    Могла бы и не спрашивать. Потому что уже знала ответ. Он воспоследовал.
    Классический, лучше даже сказать хрестоматийный случай ранней общей детской одаренности. В три года Таня сама, по кубикам выучилась читать. Читала сразу по-русски и по-английски — кубики были двуязычные, с картинками. Родители пришли в понятный восторг и умиление и накупили книжек и пособий-развивалок. Девочка вцепилась в них, как голодная. Когда в три с половиной года пошла в детский сад, ей было просто не о чем разговаривать со сверстниками — она выполняла задания для первого класса: разделяла гласные и согласные буквы, складывала и вычитала, а также выделяла ударные и безударные слоги, строила схемы предложений. Изумленные воспитательницы предложили перевести чудо-девочку в среднюю, а потом и в старшую группу, но это было явной ошибкой: моторика у Тани (как и у большинства ранне-одаренных детей) была по ее собственному возрасту и, легко перечисляя планеты Солнечной системы, она не могла слепить зайчика из пластилина или вырезать и аккуратно наклеить аппликацию. В конце концов остановились на средней группе, где Таня в основном общалась с нянечкой и воспитательницами, выполняя самоназначенную роль их помощницы. В три года Таня сочинила свой первый стих: «Почему розы? Почему розы? Закончатся грозы и станет апрель. Верь!» (это стихотворение действительно сочинено девочкой на четвертом году жизни. — Прим. авт.) В дальнейшем стихи сочинялись сначала раз в неделю, а потом и практически ежедневно. Поверить, что их сочиняет четырех-пятилетний ребенок, было почти невозможно. Откуда оно в ней берется?!
    «Я молчу, как молчится,
    Я кричу, когда больно.
    Что случилось — случится.
    Разве вам не довольно?»
    — Наверное, это свыше! — говорили родителям мистически ориентированные знакомые.
    Тане по-прежнему нравились всякие развивающие пособия с заданиями, она задавала много вопросов («Если одному королю стоит много памятников в разных городах, то где же живет его душа?» — это четыре года), ей нравилось читать энциклопедии, и она очень любила беседовать со взрослыми: «от них всегда узнаешь что-то новое». К детям-сверстникам девочка относилась равнодушно-снисходительно.
    В пять Таниных лет воспитательницы твердо и в один голос сказали: нечего ей делать в детском саду! С детьми она все равно практически не общается, а наши программы для нее… Выбрали недалекую английскую школу: Таню ужасно тошнило в любом транспорте. Программу первого (да и второго) класса девочка знала назубок, на английском сочиняла простенькие, но милые стишки и сказала: да, в английскую школу пойду, но хочу еще французский язык изучать. Нашли учителя французского. Учитель и ученица были в восторге друг от друга.
    Когда в конце года возникла тема «перепрыгнуть через класс», завуч начальных классов озабоченно сказала: «Но как же это? Девочка только привыкла к своим новым одноклассникам, подружилась с ними…» «Без проблем, переводите, — сказала Таня родителям. — Ни с кем я там не подружилась, Марью Петровну только жалко, но я буду к ней в гости ходить…»
    Конечно, Таня была школьной, а потом и районной звездой. Выступала со своими стихами на конкурсах и на вечерах старшеклассников — старшеклассницы ее обожали и тискали, как большую умную куклу. В девять лет появился первый сборник стихов и большая статья про Таню в серьезной городской газете. В десять лет Таня непонятно почему рассорилась с учителем-французом (она уже прилично читала и хорошо говорила на бытовые темы) и начала учить испанский.
    Был еще один перескок — через четвертый класс, сразу в пятый. Именно в это время все та же завуч сказала: «Танечка, мы тебя все очень любим, но тебе имело бы смысл перейти в школу значительно посильнее нашей, обязательно с языковым уклоном — там все детки такие, как ты, ты сможешь найти себе друзей, это очень важно…» — «Спасибо, но я не хочу, меня в автобусе тошнит, — ответила Таня. — Я тут у вас останусь».
    Дальше так и шло. Таня много занималась, сочиняла стихи, усердно учила испанский язык. В седьмом классе учительница литературы предложила ей стать членом какого-нибудь литературного объединения. «Благодарю вас, но мне всегда казалось, что сочинение стихов — дело сугубо индивидуальное. Другое дело — танцевальный ансамбль или секция футбола, там, конечно, нужен именно коллектив…» — улыбнулась девочка.
    В 14 лет закончила школу. Поступила в университет. Сессии сдавала хорошо, в основном на четверки. И вот…
    — Мы теперь думаем: эта ее одаренность, откуда-то приходящие стихи… Что это было — дар свыше или проклятье?! — патетически вопросила мать.
    Я поморщилась и недоверчиво спросила:
    — Что, уж прям вот так, как гром среди ясного неба?
    — Нет, пожалуй, — покачал головой отец Тани. — Последние годы дочь становилась все более замкнутой, раздражительной, грубила нам, не хотела общаться. Мы списывали на переходный возраст…
    — И что делали?
    — Старались оставить ее в покое, не обращать внимания на ее выходки…
    — В то время как Таня отчаянно просила помощи… Друзей у нее так и не завелось?
    — Ну, наверное, можно сказать, приятели… или хорошие знакомые…
    — Она будет со мной говорить? Или как с тем психиатром…
    — Мы очень надеемся, что да. Она читала ваши книжки.
    — О, это хорошо. Повести для подростков?
    — Нет, научно-популярные книги для родителей. Последние годы она увлеклась психологией и даже, можно сказать, физиологией…
    Я только тяжело вздохнула.
    — Что ж, давайте сюда Таню.
    Черное платье, декадентские черные круги под глазами. Бедная девочка…
    — Ты знаешь, что такое темповая ЗПР? — спросила я Таню.
    — Темповая задержка психического развития у детей, — удивленно подняв брови, ответила девушка. Не такого начала разговора она ожидала. Тем лучше. На то и рассчитано.
    — Причина ее?
    — Может быть родовая травма. А в общем — неизвестно.
    — Верно. Какая-то биохимия в мозгах, до которой ученые еще не докопались. Исход состояния?
    — Сколько-то детей, наверное, становятся потом нормальными…
    — Если задержка именно темповая, то 8-9 из 10 догонят сверстников. У одного-двух был не тот диагноз. Что такое кривая нормального распределения, знаешь? (рисую на листке)
    — Да.
    — Смотри, вот здесь — дети с темповой задержкой. А здесь, вот в этом секторе с другой стороны, — кто?
    — Я? — от удачной догадки улыбка на лице (как же она ее красит!)
    — Синдром ранней общей детской одаренности (не путать со специальной детской одаренностью — это вообще другое). Ты и твои собратья и сосестры по несчастью. Причина синдрома?
    — Тоже биохимические нарушения при формировании нервной системы?
    — Безусловно. Исход состояния?
    — Восемь-девять становятся нормальными?
    — Совершенно верно! Приятно иметь дело с умным человеком. Возраст выравнивания может быть разным. Чем раньше, тем лучше прогноз. Ну и от поведения родителей зависит, конечно. Если начинают с этой одаренностью носиться как с писанной торбой… Когда ты поняла, что стала нормальной?
    — До конца — как в университет поступила. Все вокруг такие же, но взрослее и умнее. А догадываться начала еще в девятом-десятом классе. Стихи стали, если честно смотреть, как у всех девиц в пятнадцать-двадцать. А математика-физика у меня вообще не шла. Я по четыре часа каждый день задачи дома решала, чтобы пятерки были. Какая уж тут одаренность!
    — Расстроилась?
    — А вы как думаете! Я же привыкла… Хотя вот вы сейчас спросили, и я подумала: еще раньше что-то чувствовала, наверное. Я же помню, как завучиха говорит: тебе надо в сильную школу, туда, где все такие, как ты… — а я думаю: все такие, как я? Не хочу! Хочу быть единственной такой…
    — Ну, это как раз закономерно. Теперь решила, что нормальной, как все, жить не сможешь, не потянешь?
    — Да нет, скорее, не поняла как… Я же не умею. А спросить не у кого. Однокурсницы на меня смотрят, как на паука какого из банки, из школы друзей не осталось. Родители… вот ужасно просто почему-то раздражают…
    — Переходный возраст, — вздохнула я. — У нормальных людей часто так бывает…
    — Ага, поняла, это вы надо мной смеетесь.
    — Ну да, смеюсь. Одинокая шестнадцатилетняя девочка пыталась свести счеты с жизнью. С трудом откачали. Оборжаться просто.
    — И чего же мне теперь? В школу, что ли, обратно?
    — Да нет, зачем же. Теперь тебе опять придется задачи решать, уже не по математике. Но ты, по счастью, вкалывать умеешь (а далеко не каждому бывшему одаренному так везет!), так что справишься. Смотри. Вот шкалы развития (рисую на том же листке). Интеллектуальное. Физическое. Социальное. Интеллектуальное у тебя теперь соответствует возрастной норме, это мы выяснили. Физическое?
    — Вроде все в порядке.
    — Ага, ставим норму. Социальное? Умение строить горизонтальные связи? Дружить? Тусоваться? Подстраиваться под других людей, понимать их? Кокетничать? Всякие межполовые вещи?
    — Ставьте ноль!
    — Да ладно, ноль — математическая абстракция, в живой природе не встречается. Ставим точку вот тут. Вот эту разницу, от твоей точки до вот этой шестнадцатилетней нормы, тебе и предстоит набрать.
    — Да где же я наберу? Не могу же я просто прийти куда и сказать: возьмите меня тусоваться!
    — Вообще-то можешь, но это, конечно, не для теперешней тебя. Самое простое: берешь в универе академку и идешь работать в откровенно молодежный коллектив, например, в «Макдоналдс»…
    — Ой, там такая суета всегда, я рехнусь сразу!.. А вот у нас во дворе «Идеальная чашка», там потише… Это нормально?
    — Нормально, конечно. Когда подтянешь социалку и вернешься в универ, там окажутся уже практически твои ровесники, но они — из школы, а за тебя — опыт работы, реальной жизни. Ты опять взрослее, и опять — на коне…
    — Звучит разумно…
    Таня оформила академку, но в официантки не пошла (родители воспротивились). Работала сначала помощником, а потом администратором по приему в Питере групп иностранных подростков и молодежи (ведь у нее — три языка, к которым явно реальные способности). Сначала по привычке дичилась, а потом поняла, что ее прошлое осталось в прошлом и никому неизвестно, завела много знакомств из разных стран, вернулась в университет на вечернее, продолжая работать. Что делает Таня сейчас, не знаю, но надеюсь, что у нее все хорошо.

    #243709

    KseniaNesuitina
    Участник

    Очень интересная история

    #243710

    Tanya:)
    Участник

    Для меня новым было, что одарённость ребёнка, по сути — мечта всех мамочек, с позиции психолога рассматривается как отклонение от нормы, один из вариантов темповой задержки психического развития.
    Хотя, не секрет, что гениальность и шизофрения — две стороны одной медали.
    И ещё, из комментариев автора.

    [i]»Это ведь не так уж редко встречается, собственно, так же часто как и задержка развития. И очень важно не путать ее со специальной детской одаренностью — музыкальной, к примеру, или художественной. Очень важно потому, что воспитательные усилия родителей в этих случаях должны быть совсем разными…»[/i]

    [i]Беда в том, что большинство родителей совершенно не представляет, что с ними делать![/i]
    [i]Они просто видят, что ребенок развивается с опережением и его мозги требуют пищи. Ну и им просто ничего другого в голову не приходит, как предложить ему уже готовую программу сначала первого, потом второго, потом третьего класса… То, что можно покормить мозги чем-то еще, что их ребенок мог бы до школы (до обычных шести-семи лет) научиться многому вообще НЕ ИЗ ЭТОЙ ОПЕРЫ, обычно приходит в голову только странноватым вальдорфским педагогам… smile))[/i]

    #243720

    marion
    Участник

    Наверное, Катерина Мурашова?
    А родителей и вправду жалко, потому что… не из этой оперы — вызывает сопротивление ребенка. и вот думаешь — что же это, ломать личность? не хуже ли будет?

    #243726

    Tanya:)
    Участник

    laugh некоторым лишь бы постебаться. Катерина, конечно

    #243721

    Tanya:)
    Участник

    Наверное, искать то, что понравится ребёнку. Чем хорош детский возраст — можно пробовать всё! Не опасаясь насмешек, не боясь провалов, не чувствуя ярма на плечах «найти профессию посытнее».

    #243722

    marion
    Участник

    Так в том и дело, что спроси этого ребенка — он скажет, как эта девочка: нравится учиться, нравится учить языки, нравится сочинять стихи.
    А для гармоничного развития надо было бы ее привлечь в нечто другое — гулять, играть с девочками в куклы, спортивные командные игры, растить цветочки).

    #243711

    Aleksa7
    Участник

    Я видела у нас информацию о семинарах для родителей одаренных детей. т.е. одаренность воспринимается серьезно. родителей учат, как обращаться с такими детьми.

    #243723

    Mama_6
    Участник

    Что-то я испугалась малость. Юлька взяла второй иностранный, отказалась ходить на коньки и с ребятами в классе и на занятиях иностранным у неё не ладится. Только со взрослыми. Но она «перескочила» только год, в садике. С моторикой тоже не слишком гладко, это сразу в 1 лассе видно было, что по этому параметру отстает.

    #243724

    marion
    Участник

    У Олега тоже нечто подобное. До сих пор.
    Гармоничное развитие — прекрасно, но это, по-моему, нечто вроде недостижимого идеала.
    И если перекосы не такие катастрофичные, как описаны в статье, то может быть, и ничего страшного, если наши дети будут не совсем гармоничными?)

    #243727

    Tanya:)
    Участник

    Надеюсь, Мурашова на самом деле Мурашова. Тем более, Лёша её вживую видел.:wink:

    #243725

    Tanya:)
    Участник

    Да, это очень сложно. Видеть в ребёнке что-то. Не просто проводить с ним время, а проживать жизнь. Наверняка у той девочки не было открытых отношений с родителями, искреннего контакта, поэтому она не раскрывалась им.

    #243712

    Tanya:)
    Участник

    Aleksa, «у вас» — это в штатах? Часто читаю мнение русских, поживших в США, что основная масса местного населения — откровенно низкоинтеллектуальна. Не только в школьных науках, а вообще туповаты. Тут, конечно, можно долго спорить, везде всяких хватает, по обе стороны океана. И всё-таки, каковы критерии одарённости? Много ли таких детей? Когда одарённость проявляется, чтобы можно было уверенно заявить: мой ребёнок отличается от прочих? Как воспитывать одарённых детей? Для них есть особые школы или они учатся вместе со всеми, но по индивидуальной программе?

    #243728

    Tanya:)
    Участник

    Собственно, никакой. Лишь бы человек был хороший smile

    #243729

    Tanya:)
    Участник

    Если она делится опытом, который кому-то помог, значит, уже хорошая )))

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 27 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.