В продолжение темы о чтении))))
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление Ника Миронова 9 года/лет, 3 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
13.11.2015 в 10:14 #29426
[i]Писатель Алексей Варламов обошёл все дискуссионные площадки IX Ассамблеи Русского мира, которая в 2015 году посвящена ценностям русской литературы. О том, что дала современному литературному процессу Ассамблея, почему надо принуждать к чтению и как ориентироваться в литературном потоке рассказывает ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов.
[/i]
– [b][u]Если ёмко, все дискуссии и споры о литературе на IX Ассамблее Русского мира были о чём?[/u][/b]
– [i]Для меня ключевой тезис, который прозвучал как диагноз состояния умов и современной литературы, ‒ «Зачем физику Наташа Ростова?» Ещё главнее ‒ ответ на него, который дают современные школьники: «Зачем Наташа Ростова физике?».
[/i]
[b][u]– Как писателя, чем вооружают Вас эти вопросы и ответы?
[/u][/b]
[i]– Вопрос прямо признаёт, что дети не читают, а их ответ на вопрос не только и не просто поставил под сомнение главное достояние российского образования — учителя. Он указал на отводимое место литературе — в прихожей цивилизации.
[/i]
[b][u] – Какой выход из этого непростого положения Вы видите?[/u][/b]
–[i] Я считаю, что стоит открыто признать: надо принуждать к чтению. Хочешь ‒ не хочешь: читай! Чтобы не быть тупицей, чтобы сделать карьеру, чтобы просто быть образованным и культурным человеком. Я в этом смысле вспоминаю своего сына, который говорит, что он не может учить английский язык, потому как его, видите ли, унижают английские артикли. Я ему отвечаю: «У меня в детстве в школе № 15 в Москве была учительница английского языка, которую мы боялись как огня, а английский язык ненавидели. Она нам говорила: «Лучший способ выучить английский язык ‒ наказание»». И была верна себе: мы говорили по-английски, но только по 6-й класс включительно. В 7 классе к нам пришла более либеральная учительница, и всё кончилось. Мы, как и все в СССР, учили английский язык, но перестали на нём говорить. Я же о своей первой учительнице английского языка вспомнил в зрелом возрасте, в США. Туда я приехал читать курс по русской культуре и литературе. В том числе своим бывшим и нынешним соотечественникам, но на английском языке. Вот где пришлось вспомнить школу наказания изучения иностранного языка. Меня как котенка в воду окунули в чуждую языковую среду. И что всплыло? То, что сильнее запомнилось. А легче и прочнее запомнилось то, к чему принуждали. Да, механически, но на уровне подсознания запомнилось не так уж мало. Достаточно для того, чтобы погрузившись в языковую среду, заговорить на её языке и быть понятым. Так устроено наше сознание и память: сильнее и четче запоминается то, что труднее дается.[/i]
– [b][u]Разве через принуждение культура может стать частью свободной личности, а человек ‒ личностью культурной?[/u][/b]
– [i]А что такое культура? Увы, культура ‒ это не наследственная память. Её не передашь, как приданое или родовой герб, наследнику. Культура ‒ это система запретов и принуждений. Как их передать? Разными методами и способами, включая разумное ‒ мотивированное и аргументированное ‒ принуждение. Разумеется, речь не идет о муштре, тем более о моральном насилии или провоцировании зубрежки. Но стесняться социального навязывания оценок и культурных стереотипов ‒ античной культуры, средневековой философии воздержания, высокой морали русской культуры и литературы ‒ не надо. Они ‒ достояние человеческой культуры, обретённой через жесточайшие ограничения.
[/i]
–[b][u] Как современным школьникам и студентам ориентироваться, что интересного происходит в современной литературе?
[/u][/b]
–[i] Всё просто: тут Глобальная сеть ‒ верный помощник. Всё достойное, что идёт в литературном процессе, идет через Интернет, через социальные сети. Сеть открыла Евгения Водолазкина. Социальные сети любят Захара Прилепина. В Сеть выкладывается всё, что есть интересного и достойного для чтения. Другое дело, как разбираться в литературных потоках и понять, что твоё, а мимо чего можно пройти. Но это всегда было и останется делом вкуса и пристрастий.
[/i]
– [u][b]Для Вас в чём заключается новизна нового литературного процесса?[/b][/u]
– [i]Сегодня нет традиционного деления на жанры ‒ военная, деревенская, социальная, лирическая, производственная или какая иная проза. Я разделяю мнение части литературных критиков о том, что условно литературу можно разделить на массовую, модную и артхаусную. Эта множественность литературы диктует и множественность её русского языка, что хорошо. Значит, живём, растём и развиваемся.
[/i]
– [b][u]Себе Вы отводите место какого писателя?
[/u][/b]
– [i]Одиночки. Сегодня в литературном процессе каждый сам за себя. Время литературных группировок, как традиционных жанров, тоже ушло или уходит. Каждый к своему читателю, а сегодня всё чаще говорят «к своей целевой аудитории», идёт своим путем.
[/i]
–[b][u] Каким Вы видите Вашего читателя?[/u][/b]
–[i] Я его всегда представляю, когда пишу конкретную вещь. А какой он вообще, мой читатель, ‒ не знаю. И стараюсь о нём, если честно, особо не думать. Мешает. Такое целеполагание отвлекает от работы и, по-моему, от поиска смыслов.[/i]
http://russkiymir.ru/publications/198129/15.11.2015 в 15:39 #290879Интересная мысль. Но я ней скорее не согласна. С выводами из приведенного примера (с суровой учительницей английского языка) не согласна. Все-таки иностранный язык (грубо) — это словарный запас и правила его использования. Много общего с физикой, например. Фактический запас знаний человека можно подсчитать, как-то суммировать, подытожить.
А литература -это духовность. Результаты чтения -это ведь не сумма просмотренных книг. В литературе нет общеустановленных и общеобязательных правил, критериев. Ее практическое «использование» выражается не в конкретном результате, а в образе мыслей человека, его действиях, побуждениях.
Можно заставить ребенка прочитать столько-то книг. Потом рассказать о них на уроке. Но если в семье не любят литературу и не читают, не обсуждают книги — т.е. не подают соответствующего примера ребенку — насильное впихивание произведет обратный эффект.
Много ли сейчас читают взрослые?
И еще я считаю, что привить любовь к книге без книги невозможно))15.11.2015 в 19:02 #290880[QUOTE]И еще я считаю, что привить любовь к книге без книги невозможно))[/QUOTE]
Абсолютно согласна. Уже надоело слушать на собрании сетования родителей о нелюбви их детей к чтению. У детей по аккаунту в каждой соцсети, а дома даже книжной полки нет, как выясняется…
16.11.2015 в 12:19 #290881А о чем мы больше беспокоимся: о культуре или о процессе чтения?
Познавать культуру, ее оценки, стереотипы, развивать гуманитарное мышление, размышлять о человеческих проблемах — это ведь можно не только через книги. Это и кино, и театр, и аудиоспектакли. Меня как-то не слишком пугает, что это все исчезнет, и дети будут заниматься одной физикой) такого, сдается мне, не будет никогда.
А насколько необходимо именно чтение? Как-то давно уже читала, что да, необходимо, оно развивает процесс воображения, когда ребенок видит текст и превращает их в голове в образ. в отличие от фильмов и мультиков, где образ дается в готовом виде.
Вот это для меня вопрос открытый, и было бы очень интересно узнать побольше.16.11.2015 в 12:39 #290882Марин, наверное, всё необходимо-и сам процесс чтения, и сведения, которые можно почерпнуть только из книг (всех фильмов-аудиоспектаклей не посмотришь и не послушаешь). А развивать ребёнка, используя разные способы-вообще идеально.
16.11.2015 в 13:01 #290883Книги тоже все не перечитаешь))
я правда не раз думала: прочитает ребенок «Войну и мир» или посмотрит экранизацию — велика ли разница?
Почему-то мы так упираемся именно в чтение.16.11.2015 в 13:16 #290884Нет, конечно, но чтение книг-это наглядный пример, КАК говорить. Воспитание вкуса к языку, а лучше-языкового вкуса, так сказать)
16.11.2015 в 13:20 #290885Как говорить — это как раз прекрасно воспринимается из фильма.
или из радиопостановки.
вот развитие воображения — это мне показалось более убедительным.16.11.2015 в 13:50 #290886Не соглашусь. Язык полезно «хватать» и глазами. Кстати, к разговору о грамотности-образы слов, тренировка зрительной памяти.
16.11.2015 в 14:02 #290887Ну вот мне кажется, что это все разные вещи.
Словарный запас и умение говорить, строить фразы — это одно, это можно развивать общением и просмотром-прослушиванием.
Воображение, постройка образа на основе текста — это другое. это развивается только чтением.
Развитие зрительной памяти (и как одно из следствий, грамотность) — это третье.
Передача культурных мемов, традиций и знаний — это четвертое.
Все это полезные и нужные вещи, просто хорошо бы понимать, что именно мы делаем.16.11.2015 в 14:20 #290888Я за «одно другому не мешает». Не представляю свою жизнь без книг, дети тоже тянутся.
03.12.2015 в 22:27 #290889спасибо очень интересно
24.12.2015 в 09:29 #290890Главное, чтоб это сделало ребёнка спешным и счастливым человеком… А то ведь бывает — и книги читает пачками, и из-под палки три языка выучил… а работает кассиром в пятёрочке, неуверен в себе, боится водить машину и путешествовать.
24.12.2015 в 11:46 #290891Книги нужно и важно читать. Это один из самых основных источников получения знаний и расширения кругозора. Чтение развивает память и воображение.
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах