[i][b]Вот некоторые из тем, предлагавшихся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:[/b]
[u]Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.[/u]
[b]Вот «темы для рассказов» для младших классов:[/b]
[u]О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.[/u]
[b]А вот «темы разнородного содержания» для старших гимназистов:[/b]
[u]Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
[/u]
При всей своей простоте эти темы требовали серьезных раздумий, памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.
Почему в современных учебниках мы уже не встретим ни «дедушкиного садика», ни «слова как источника счастья»? Вы скажете, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность: «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали баррикады на 1-й Мещанской и Пресне.
А учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И одиночество его было бы еще более трагично, если бы не скромные пособия, составленные людьми, быть может, и занудными, но при этом любящими, душевными. Да, темы, которые они предлагали учителю и ученикам, на фоне происходивших событий казались мелкими, «не достойными эпохи», но своей мирной интонацией они хоть на несколько минут или часов укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что кроме политических абстракций есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба.[/i]
Источник: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/temy-dlya-sochinenij-kotorye-predlagali-gimnazistam-v-nachale-xx-veka-906110/ © AdMe.ru