Темы для сочинений, которые предлагали гимназистам в начале XX века

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ника Миронова 9 года/лет, 3 мес. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщение
  • #29427

    Ника Миронова
    Участник

    [i][b]Вот некоторые из тем, предлагавшихся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:[/b]
    [u]Замирание нашего сада осенью.
    Река в лунную ночь.
    Встреча войска, возвратившегося из похода.
    Лес в лучшую свою пору.
    Пароходная пристань.
    Дедушкин садик.
    Прибытие поезда.[/u]
    [b]Вот «темы для рассказов» для младших классов:[/b]
    [u]О том, что видела птичка в дальних землях.
    История постройки дома и разведения при нем сада.
    Великаны и пигмеи лесного царства.[/u]
    [b]А вот «темы разнородного содержания» для старших гимназистов:[/b]
    [u]Слово как источник счастья.
    Почему жизнь сравнивают с путешествием?
    Родина и чужая сторона.
    О скоротечности жизни.
    Какие предметы составляют богатство России и почему?
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
    О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
    О проявлении нравственного начала в истории.
    На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
    [/u]
    При всей своей простоте эти темы требовали серьезных раздумий, памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.
    Почему в современных учебниках мы уже не встретим ни «дедушкиного садика», ни «слова как источника счастья»? Вы скажете, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность: «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали баррикады на 1-й Мещанской и Пресне.
    А учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И одиночество его было бы еще более трагично, если бы не скромные пособия, составленные людьми, быть может, и занудными, но при этом любящими, душевными. Да, темы, которые они предлагали учителю и ученикам, на фоне происходивших событий казались мелкими, «не достойными эпохи», но своей мирной интонацией они хоть на несколько минут или часов укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что кроме политических абстракций есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба.[/i]
    Источник: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/temy-dlya-sochinenij-kotorye-predlagali-gimnazistam-v-nachale-xx-veka-906110/ © AdMe.ru

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.