Православие-лайт
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление marion 13 года/лет, 2 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
07.10.2011 в 23:21 #24838
Давно уже как-то «носилась в воздухе» эта тема. Захотелось все же сформулировать и поговорить. С православными. А может, и не только с ними.
Скопирую из небольшой брошюры игумена Нектария (Морозова) «Беседы о воцерковлении»:
«Что такое «Православие-Лайт» в иллюстрациях? — Вот человек, у которого умер кто-то близкий, и он, вместо того, чтобы отпеть его в храме, приходит и просит за свечным ящиком «землю» только потому, что вроде бы слышал, что «так надо» — это представитель «Православия-Лайт». И запрещенный в служении саратовский священник, который дает газете интервью в постный день и ест при этом бутерброд с сыром, тоже представитель «Православия-Лайт». И Игорь Сукачев, который в интервью одному церковному изданию говорит, что ему не нужен священник, который, как он выражается, «будет гундеть о том, спасется он или нет», — это то же самое «Православие-Лайт».
Все, что здесь сказано, у меня сомнений не вызывает.
Но в целом, вопрос непростой и, наверное, мнение у каждого будет отличаться. Мы — считающие себя православными — что мы считаем для себя обязательным? Чем мы отличаемся от неверующих, говоря иными словами? Ведь не только тем, что крестились. Соблюдаем пост в установленные дни? Регулярно (хотя бы 4 раза в год) приходим на исповедь и к причастию? Ежедневно выполняем молитвенное правило?
Разумеется, самой важной является внутренняя работа над собой, но здесь можно заметить, что многие неверующие люди тоже этим постоянно занимаются. Замечают свои дурные стороны, сожалеют о дурных поступках и стараются их не повторять. Православные отличаются здесь «вектором развития» — т.е. оценивают свои поступки с иной точки зрения, по Христу. Но как внешне это должно проявляться? Должно ли быть отличие между православным и неверующим (ну или человеком иной конфессии, иной религии) в его внешнем поведении?
Приглашаю поделиться мнениями. Даже не столько о том, как именно мы живем — во-первых, это не проверить, во-вторых, понятно, что между тем, как живем реально, и как считаем правильным, очень часто бывает разрыв. Все грешны, у всех есть недочеты и слабости. А как — по нашему мнению — должно быть в идеале; что важно, а что не слишком?07.10.2011 в 23:47 #180133Попробую выразить свою точку зрения.
Ваша ошибка видна уже из вашего вопроса. Вы пытаетесь найти «внешние проявления» истинного христианина. А это неправильно в корне, вспомните хотя бы для сравнения святого Василия Великого и другого святого — Андрея Юродивого. Что между ними общего? Св.Андрея вообще за христианина не считали, думали что он бесноватый и душевнобольной человек.
Вот вам и внешние проявления.
Только Сам Бог и Его благодать, живущая в человеке отличает его от неверующих.07.10.2011 в 23:59 #180134Уже интересно), спасибо.
Но я с вами не соглашаюсь, потому что в таком случае нет разницы между православным и тем, кто «верит в душе».
В чем-то же должна эта благодать проявляться?
Что же имел в виду преподобный Макарий Великий, когда писал: «У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои»?
Юродство — совершенно особый подвиг, но ведь и в нем проявлялась особым образом Божья благодать.08.10.2011 в 00:45 #180137Я думаю, что истинный православный соизмеряет свои поступки, помыслы, образ жизни с православным учением. Соответственно, это люди знающие, читающие, разбирающиеся, соблюдающие, грамотные в религиозном плане.
А Православные-лайт, ну, те кто «в душе» (типа меня), соизмеряют свои действия и мысли со своим мироощущением, совестью, убеждениями и взглядами. И иногда подкрепляют свои мысли разрозненными отрывками из учения, которые могут неверно трактовать «слышать звон….»08.10.2011 в 08:21 #180151А я исповедываться не могу(( Детей вожу на исповедь и на причастие, а сама не могу. Единственный раз была на исповеди, когда к венчанию готовилась. Испытала сильное разочарование. Возможно, слишком многого ожидала, а в результате не почувствовала ничего. Видимо, когда начинаешь ходить в церковь в детстве, на причастие, на исповедь все уже воспринимается естественно.
08.10.2011 в 08:39 #180152Меня и сейчас «ломает». И тоже очень жалею о том, что с детства не имела церковного опыта, а, можно сказать, имела прямо противоположный(. В чем-то это как наработанный навык: кто привык с детства умываться или делать зарядку, тот без этого уже жить не может. Ему легче. А другим приходится постоянно себя заставлять и напоминать.
Тань, не по теме, но очень интересно: как ты детей приучила к исповеди? Я в этом отношении в растерянности. Сына уже не заставить, слишком взрослый. Только на Бога надежда, что приведет. С дочкой надеюсь на воскресную школу, на общение с другими детьми из воцерковленных семей.08.10.2011 в 09:21 #180153С детьми как-то все просто получилось, мы их причащать стали с младенчества, как покрестили, правда в целом получается выбираться в храм примерно раз в 1,5 — 2 месяца (добираться далековато, да и мне без посторонней помощи сложно это организовать). Для них это естественно. И бабушка у нас постоянно в церковь ходит. Когда старшему 7 исполнилось, именно она ему объяснила, что он теперь уже не маленький ребенок и перед причастием теперь ему нужна исповедь. Обсудили, что это такое, составили список того, что он считает нужным сказать.
08.10.2011 в 09:31 #180154Эх… бабушки в этом отношении «наше все», но мне с этим не повезло.
И сейчас в нашем кругу я, смешно сказать, самая воцерковленная. Мне самой бы учиться и учиться — а приходится еще и детей учить. Все время чувствую себя идущей по тонкому льду.
И если бы еще муж подавал пример… Дочь уже спрашивает: а почему папа не крестится? почему он в церковь не ходит? Хотя спасибо и на том, что не мешает.08.10.2011 в 12:48 #180135Дорогая Марион! Бога и Его заповеди надо поставить на первое место в своей жизни! И тогда все остальное встанет на свои места.
Другими словами: во всех ситуациях помнить, что на тебя смотрит Бог и по любви и по страху к Нему делать так, как говорит заповедь. Духовная жизнь — это не шаблон, и не схема, это — жизнь! Поэтому к ней нельзя дать один строгий рецепт: «делай так».
Есть много ситуаций, когда не знаешь, какую заповедь применить сейчас. Но это и есть жизнь, мы должны учиться в процессе. Это и есть духовное возрастание, от младенчества в меру возраста Христова. Никто не может сразу стать совершенным.
Все люди разные, условия у всех разные. Но нас должно объединять — несомненная вера в Бога, страх перед Ним, благоговение, боязнь подпасть греху. Боязнь прогневать Бога больше, чем пострадать от людей за исполнение заповеди.
А как это внешне проявляется — не важно.
[i]в таком случае нет разницы между православным и тем, кто «верит в душе». [/i]
Они верят в то, что сами себе придумали, а мы верим Богу и [b]Его[/b] словам, выраженным в Святом Писании. И в этом огромная и принципиальная разница — верить самому себе или верить Богу!08.10.2011 в 12:55 #180138Дорогая Лена! Хорошо соизмерять свои поступки с православным учением. Но тогда вы рискуете впасть в буквализм и формализм. Читать книги хорошо, но книга не спасает душу. Спасает душу только Бог!
Соизмерять поступки надо только с Богом и благодатью. Отошла благодать — значит согрешил, ищи причину, кайся.
Цель жизни человека — принести покаяние Богу, и чтобы Бог принял твое покаяние и ввел тебя в жизнь. Это реальные вещи, а не слова.
Вспомните видение Григория о страшном Суде, сколько монахов книжников ученых было в аду? Они были [i]люди знающие, читающие, разбирающиеся.[/i] Но вся их начитанность не помогла им спастись, они не принесли Богу покаяния, они не примирились с Богом.
Наша цель — примириться с Богом через покаяние, стать его сыном или дочерью и усвоить себе спасение, дарованное всем людям Христом.08.10.2011 в 13:30 #180139Мила,Вы так хорошо все объясняете,но у меня и дальше возникают вопросы,если позволите….
Как можно понять,когда отошла благодать,как соизмерить поступок с Богом?Это вопрос внутреннего ощущения?08.10.2011 в 14:31 #180140Полностью поддерживаю вопрос Светы (Schwan)!
Ведь все вы правильно говорите. Но как-то неопределенно). Пока что у нас нет «измерителя благодати» — как мы будем решать, отошла она или нет? с Богом мы или отошли от него? Ведь потому и монахи, о которых вы упоминаете, были в аду — они же не сознательно туда пришли. Они были уверены, что благодать с ними. А оказалось иначе.
Да, у нас нет четких ответов. И по-разному все может проявляться. Верить Богу — очень хорошо, только Он с нами напрямую не общается, не так ли? Значит, должны быть у нас и внешние, объективные ориентиры? Ну хотя бы приступление к Причастию? Я понимаю, что Мария Египетская причастилась 1 раз в жизни, а благоразумный разбойник — ни разу, и тем не менее оказались в раю. Но вряд ли мы можем взять это за образец.
Я примерно об этом — хотя, может, выражаюсь непонятно.08.10.2011 в 15:03 #180141Я специально сразу об этом не сказала, ждала когда возникнет вопрос.
Это хорошо, что возник такой вопрос, потому что он и есть вопрос жив ты в духовной жизни, или мертвая болванка, безчувственная кочерыжка. Это вопрос жизни.
Да, благодать не измеришь, потому что она нематериальна. По сути благодать — это Сам Бог Дух Святой, присутствующий в нас. При любом согрешении Бог отходит от нас, Дух Святой чувствует смрад, исходящий от греха и уходит. Чем больше согрешение, тем дальше он отходит. И если человек ведет невнимательную жизнь, впадает в безразличие и нечувствие, то он не ощущает отхода благодати. Святой (или хотя бы богоугождающий) человек всегда ощущает малейшее умаление благодати, как например описано в житии св.Серафима, как он при умалении благодати почувствовал такое горе, что встал на камень в лесу и стоял 1001 ночей подряд.
Конкретнее. На разных уровнях духовного возраста проявления благодати разные. У только что обратившегося грешника оно всегда начинается с того, что он [b]видит свои грехи и чувствует себя недостойным быть рядом с Богом. [/b]
Если этого чувства нет, то благодати рядом нет и в помине, не стоит обольщаться. Но не стоит путать это с депрессией, потому что депрессия от бесов, а зрение грехов — от Бога, депрессия ведет к самоубийству, а зрение грехов своих — к покаянию и плачу.
У новообращенных и только что приходящих к Богу и в Его Церковь, благодать проявляется в сильном желании ко всему божественному, к чтению Евангелия, святых книг, и особенно к молитве.
Если пропало желание молиться, все надоело, приступают сомнения в вере, в Боге вообще — значит либо отошла благодать за грех, либо попущено искушение от Бога. И тогда надо искать, делать все чтобы она вернулась.
Благодать Крещения и Таинств Церкви дают нам силу против демонов. И вот, если ты видишь, что демоны одолевают тебя, что им удается увлечь тебя помыслами, а то и делами ко греху, значит благодать отошла и надо бороться, победить, чтобы она вернулась. Бывает, что демонские нападки попускаются от Бога не за согрешение, а для большего преуспеяния человека, как и воин проверяется в бою. Это другой случай.
Я надеюсь, вам стало более понятно от моих сумбурных объяснений, если нет, спрашивайте пожалуйста.08.10.2011 в 15:06 #180142+++[i][b]Верить Богу — очень хорошо, только Он с нами напрямую не общается, не так ли? Значит, должны быть у нас и внешние, объективные ориентиры? Ну хотя бы приступление к Причастию?[/b][/i]
Бог общается с нами напрямую тогда, когда мы станем этого достойны. Пока же Он общается с нами через Святое Писание (Библия, Евангелие), через святых отцов, через ныне живущих носителей Духа Святого.
Приступать ко Причастию можно и в осуждение, как и в Мотовилова после причастия вошел бес и мучил его за недоверие к духовному отцу Антонию. Поэтому Причастие — не ориентир.08.10.2011 в 20:49 #180136Мне запала в душу проповедь одного батюшки, которую я слушала случайно по телеку. Он объяснял, почему надо ходить в церковь, тем кто думает, что Бог с нами везде, в душе, и можно говорить с ним всюду. Он сказал, что вы ведь не знаете, что поселилось уже в вашей душе, и с кем вы говорите! Меня это очень напугало и впечатлило. Я поняла, почему истинному православному надо читать, исповедоваться, слушать проповеди — чтобы соизмерять свои мысли с православным учением — там есть ответы на многие вопросы, а не искать их только в себе, у друзей, в светских книгах. Самым трудным мне кажется принимать все православные учения на безусловную веру и бесприкословно воплощать их в своей жизни. Ну и разобраться во всем, изучить и соблюдать — большой труд, за что очень уважаю истинных православных.
И еще мне лично кажется что трудно бояться Бога. Ведь самый последний преступник кажется сам себе хорошим, а действия — оправданными, что Бог это видит и знает и будет на его стороне, и не обидит, это точно. Вот когда учитель добрый и справедливый — разве его боишься? Боишься несправедливого корумпированного злого экзаменатора, предубежденного и несправедливого, у которого есть цель тебя валить. А хорошего чего бояться? Перед ним раскрываешься и стремишься… Мне Ира когда-то отвечала про мужа — здесь наверное тот же смысл — боишься огорчить, расстроить, разочаровать… Или надо бояться удара — наказания, покарания? -
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах