Практические рекомендации для воспитателей детских садов (и для родителей).

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Усова Вера Витальевна 6 года/лет, 10 мес. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщение
  • #332243

    Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.
    Усова В.В. – воспитатель детского сада ГБОУ Школа 480.

    Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей.
    Возможность использования дидактических игр, направленных на познавательное развитие старших дошкольников выходит на первый план, как и необходимость развития конструктивного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.
    Именно на пятом году жизни, т.е. на самом подъеме развития игровой деятельности старших дошкольников, у них формируется основные черты характера, появляются те или иные его тенденции.
    Ребенок, находясь в детском саду, проявляет познавательную активность, а дома он часто предоставлен самому себе. В этом случае стоит задуматься над тем, что общие способности ребенка к усвоению новых знаний, могут не получить должного развития.
    Чтобы не лишать ребенка полноценного будущего, проблемы воспитания и обучения старших дошкольников (да и детей других возрастов), в том числе и с использованием дидактических игр для обучения детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, развитием сенсорной культуры следует решать в связке воспитатель-родители-дети.
    Партнерство воспитателя с родителями и семьей воспитанников (бабушками и дедушками) при изучении возможностей познавательного развития детей, в том числе с помощью дидактических игр, может включать в себя анкетирование родителей, беседы с ними, совместное наблюдение за игровой деятельностью детей, привлечение родителей к участию в дидактических играх вместе с детьми.
    В качестве примеров можно привести несколько дидактических игр, которые родители легко могут проиграть вместе с детьми в домашних условиях.
    1. Дидактическая игра «Лед – вода».
    Задание родителям.
    — Заморозить лед. Понаблюдать вместе с детьми за превращением льда в воду.
    — Побеседовать с ними о временах года, желательно в начале и конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
    2. Дидактическая игра «Наоборот».
    Задание родителям.
    — Поиграть с ребенком в игру «Наоборот», показать ему различные противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий, длинный и короткий, промокнуть-высохнуть, ленивый-трудолюбивый и т.д.
    3. Дидактическая игра «Воздух вокруг нас».
    Задание родителям.
    — Покажите ребенку вентилятор. Его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер. Ветер — это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
    — Проведите с ребенком опыт со стаканом. Спросите, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите. Опустите стакан в воду, удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух.
    — Обсудите с ребенком опыт. Подчеркните, что вокруг нас находится воздух – особый невидимый газ, которым мы дышим.
    4. Дидактическая игра «Свойства веществ».
    Задание родителям.
    — Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в разных сосудах – в стакане, в кастрюле, в тарелке, в половнике, в ванне и т.д.
    — Налейте воду в небольшие чашки, стаканы, блюдца. Поместите емкости в холодильник. Когда вода замерзнет достаньте лед и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в котором он был заморожен.
    Очень эффективным мероприятием в познавательном развитии детей разного возраста, в том числе и старших дошкольников, является и организация совместной деятельности детского сада, родителей и социокультурного окружения, например, проведения в детском саду «Дня семьи» с показом дидактических игр, описанных выше, или других, по выбору воспитателя (например, дидактической игры «Поищем и найдем «волшебные слова»).
    В качестве примера можно привести и словесную дидактическую игру – беседу, «Спасем животное».
    Дидактическая задача игры:
    — активизация эмоционально-мыслительных процессов – единства слова, действия и воображения;
    — учить детей слушать и слышать вопросы воспитателя, умению сосредотачивать внимание на содержании разговора, уточнить представление о роли животных в жизни людей (браться наши меньшие), развивать эмоциональные переживания детей и их экологическое сознание.
    Игровая задача: узнать, кто же помогает сохранить на нашей планете исчезающие виды животных.
    Руководство игрой: задача воспитателя вызвать детей интерес к исчезающим видам животных (например, пандам, журавлям-стерхам, амурским тиграм, леопардам и т.д.) расширить их знания об этих животных и их детенышах, об их жизни в природных условиях, учить детей размышлять, делать выводы. Подвести итоги игры вместе с детьми.
    Торопить детей с ответом не надо, чтобы не спугнуть мысли и слова.
    Такие мероприятия безусловно, будут способствовать объединению усилий воспитателей, родителей, детей и руководства детского сада умению работать в одной команде с целью выявления и развития у детей познавательного потенциала, и творческих способностей.
    Важно постоянно анализировать и обобщать результаты воздействия дидактических игр на познавательное развитие воспитанников детского сада, знакомить с ними коллег по работе, родителей и самих детей, продолжать посредством дидактических игр развивать сенсорное воспитание, мышление, внимание, память, воображение, речь, личностные качества воспитанников.
    С одной стороны, дидактическая игра дарит детям сиюминутную радость служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой – она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения способности, несводимые к физической закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций.
    Использованная литература.
    1. Партнерство дошкольной организации и семьи. Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М. Мозаика-синтез, 2016.
    2. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М., Мозаика-синтез, 2016.
    3. Першина Л.А. Возрастная психология. М., Академический проект, 2004.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.