Осенние игры: чем занять ребенка в плохую погоду

Помечено: 

В этой теме 2 ответа, 2 участника, последнее обновление  Вероника Миронова 6 года/лет назад.

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщение
  • #345449

    Я по складу ума и образованию — естествоиспытатель, поэтому, когда заинтересовалась вопросом детского досуга, напрямую спросила проходящих и пробегающих мимо меня родителей и бабушек с дедушками:

    — Зачем играть с детьми?

    Самый парадоксальный ответ (его в основном давали молодые отцы) звучал так:

    — Ну надо же с ними что-то делать…

    Самый страшный ответ дали две зрелые мамы, на вид бизнес-леди:

    — Да, вот вы очень правильно вопрос сформулировали. Действительно, играть — сейчас это уже устарело. Детей надо развивать, давать им навыки и создавать компетенции.

    Обычный родительский ответ по сути приближается к первому (смягченный вариант, чаще — у молодых родителей):

    — Чтобы время вместе провести.

    Бабушки и дедушки, а также не очень молодые родители выглядели высокофункциональными:

    — Играть надо, чтобы готовить детей ко взрослой жизни.

    Это по сути классическое определение игры. Причем верное как для человека, так и для животных. Детские игры носят обучающий характер и готовят детеныша к реалиям его взрослой жизни.

    В прошлом тут все понятно. Девочки играют в дочки-матери — готовятся к будущей семейной жизни. Крестьянский малыш «косит» палкой траву, пасет овечек из клоков сена и защищает их от волка-полешка — тоже проигрываются сценки из его будущей жизни.

    А сейчас? За этот родительский ответ я, естественно, цеплялась и спрашивала дальше: а во что конкретно вы играете и к каким реалиям взрослой жизни оно, по-вашему, готовит вашего ребенка?

    На этот вопрос дали внятный ответ три человека из более чем сотни мною опрошенных.

    Две женщины сказали:

    — Мы играем с ребенком в детский сад, готовим его. С осени он туда пойдет.

    Согласитесь, хотя по формальному признаку тут все верно, трудно назвать «взрослой жизнью» посещение детского сада.

    И еще один мужчина сказал серьезно и тяжело:

    — У меня сын. В войну, разумеется. Кто его знает, как жизнь повернется.

    Расспрашивать его дальше я не стала.

    Остальные авторы ответа «игры готовят к жизни» с объяснениями затруднились. По всей видимости, сентенции типа «я играю с ребенком в магазин и это готовит его к посещению магазина» им самим показались как-то не очень.

    И вот что еще: не было ни одного ответа «А мне это самому интересно».

    Зачем же родителям играть с детьми? Нужно ли это вообще? И к чему их это готовит в современных реалиях?

    Ролевая игра — основной и по сути единственный (поклонникам «навыков и компетенций» читать особо внимательно!) способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника.

    Отдельные функции типа кратковременной памяти или пространственного мышления можно развивать отдельными упражнениями, а общий интеллект — только так.

    Тогда же развивается креативность — умение находить нестандартные решения на стандартные задачи. А что у нас будет кроватками в «больнице»? Сейчас у прямоугольных бумажечек (магазинных чеков) «спинки» согнем, и будут хорошенькие кроватки. А что у нас будет градусниками, чтобы больным температуру мерить? А сейчас на спичках рисочки фломастером нарисуем (развитие тонкой моторики), и будут у нас градусники. Внимание: если у ребенка для игры «в больницу» уже есть закупленный вами набор «юный доктор» или готовый пластмассовый домик с пластмассовыми кроватками, с этим аспектом развития прощаемся — нет его там.

    Хотите высокий общий интеллект и креативность у своего ребенка? А кто ж их не хочет.

    Причем развитие идет «на вырост», то есть предлагаемая ролевая игра то и дело должна становиться чуть сложнее и многокомпонентнее, чем ребенок может организовать и провести сам, из своих ресурсов. Традиционно эти игры предлагали и проводили старшие дети, так как группы детей были разновозрастными. Сейчас родителям (бабушкам, дедушкам) часто приходится эту функцию брать на себя.

    А все-таки как насчет «подготовки ко взрослой жизни»?

    Она на самом деле есть, или хотя бы должна быть, только акцент — на несколько неожиданном для традиционной ролевой игры аспекте.

    Этот аспект — чувства и взаимоотношения героев ролевой игры. В «детском саду» есть капризный (или агрессивный) медвежонок, который постоянно дерется или испытывает терпение воспитательницы. В больнице есть пациент-заяц, который панически боится уколов, и ребенку-медсестре надо как-то его уговорить и успокоить. В «магазин» иногда заходит волк-покупатель, которому «все не так», но ребенок-продавец вынужден пытаться быть с ним вежливым…

    Зачем это? А потому что именно этот аспект является «дефицитом эпохи». Современные дети очень много знают, многое видели и многое умеют (здесь они существенно превосходят своих сверстников из прошлых эпох). А вот внимательно выслушать другого, принимать разные модели поведения, опознавать, «читать» свои и чужие чувства и перестраивать свое поведение в соответствии с прочитанным — дефицитные на сегодняшний день детские умения.

    И именно их и можно развить и «отработать» в грамотно построенной родителями ролевой игре.

    А почему я пишу об этом именно сейчас? А потому что сейчас осень.

    И вокруг много всего не пластмассового, а живого, такого, что очень существенно пригодится вам в креативных и авторских играх с вашими маленькими детьми в течение всего начавшегося «учебного» года.

    Вот под дубами лежат крутобокие желуди в шляпках и без. Их надо собрать побольше. В играх они могут быть

    ?больными в больнице
    ?пассажирами в транспорте
    ?детьми в детском саду
    ?учениками в школе
    ?товаром в магазине
    ?едой в игрушечной столовой

    И еще два-три десятка различных применений.

    Под пожелтевшими каштанами — блестящие каштанчики в разбитой колючей скорлупке. Они могут стать:

    ?учительницей в желудевой школе
    ?врачом в желудевой больнице
    ?шофером или вагоновожатым
    ?котлетами при приготовлении игрушечного обеда
    ?пассажирами в шлюпках-мыльницах при игрушечном кораблекрушении

    Опять же — далее все ограничено только вашим собственным креативом. А как приятно держать их в руках или перебирать сухо потрескивающие каштанчики в кармане!

    Сухие листья.

    Их можно засушить просто так, и они будут пахучим и потрескивающим миром, в котором будут жить и преодолевать трудности герои ваших зимних ролевых игр. Их можно прогладить утюгом или засушить в книгах. Потом они будут домиками, роскошными коврами, лифтами, эскалаторами, машинами из будущего, да и мало ли еще чем.

    Шиповник.

    Из него получаются чудесные колечки на маленькие пальчики.

    Рябина.

    Бусы и еда в «столовке» и прочее.

    Палочки, веточки, сучки и щепочки.

    Нужны всегда и для всего, даже и перечислять не хочется. Дети это очень понимают и почти всегда хотят принести домой с прогулки ветку или палку. Не препятствуйте им, наоборот, поощряйте «веточную» полифункциональность: а сейчас она у тебя — что?

    Не забыть:

    ?Все эти сборы — общее проведенное с ребенком время и общее дело. Мы целенаправленно идем и собираем все это не просто так, мы потом будем это использовать в нашем общем творчестве и интересе.

    ?Все это разнообразно и тонко пахнет, и его изумительно трогать, перебирать, шуршать, ломать — дефицитные сенсорные модальности в нашем пластиково-кнопочном мире, которые тем не менее критически важны для полноценного развития маленького ребенка.

    ?Вы вспомните себя ребенком — как находили в траве большой и красивый желудь и радовались ему. Возвращенное переживание обогатит вашу сегодняшнюю жизнь.

    ?И в конце концов, все это просто красиво.

    Осень, дамы и господа, осень. Не упустите.

    Катерина Мурашова
    https://snob.ru/entry/166350

    #346204

    Katya Chijick
    Участник

    Спасибо, здорово написано! Много интересных идей! И очень совпадает с моим взглядом на мир и на игры с детьми!

    #346233

    smile Мне тоже взгляд Катерины Мурашовой на жизнь с детьми очень близок)

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.