Инновационный социальный проект.
В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление Лимонова Оксана 11 года/лет, 11 мес. назад.
-
АвторСообщение
-
02.04.2013 в 22:16 #32948
Направление: Инновационный социальный проект.
Тема: «Семейный художественно – творческий проект как средство повышения психолого — педагогической компетентности родителей и эмоционального сближения взрослых и детей».
Автор: Лимонова О.А., педагог – психолог
МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад № 115»
Актуальность:
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и к детям.
Основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
Художественно – творческие проекты – это создание одного или нескольких художественных произведений.
Цель проекта:
1. Укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.
2. Раскрытие индивидуальности каждого участника проекта.
3. Сплочение детей и родителей, педагогов и родителей; успешная социализация.
Задачи:
Творческая — создание художественного произведения.
Образовательная – знакомство с новыми техниками и художественными приемами изобразительного искусства.
Психологическая – на протяжении всей программы с детьми и взрослыми консультирует педагог – психолог. Он помогает каждому включиться в творческую деятельность, а также проводят индивидуальный опрос (интервью) по заранее заготовленным вопросам.
Экологическая – темы некоторых проектов напрямую связаны с защитой природы, человека, всего живого на Земле.
Этическая – работа по темам программы помогает привлечь к диалогу семьи разных культур и национальностей, познакомить участников проекта с традициями и обычаями других народов.
Концепция:
Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции.
Технология работы над проектом основана на правиле «5П»:
1. Проблема;
2. Проектирование (планирование);
3. Поиск информации;
4. Продукт;
5. Презентация.
Используемые технологии:
• Технология личностно – ориентированного взаимодействия с детьми — это метод понимания личности ребенка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей. Каждый семейный проект направлен на раскрытие индивидуальности каждого, его мыслей и чувств.
• Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Например, в семейном художественно – творческом проекте «Навстречу друг другу» (радуга моей мечты) используется психотерапевтическая сказка «Лекарство от плохого настроения».
• Игротерапия – основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 12 лет. При помощи игротерапии корректируется агрессия и гиперактивность; она помогает детям избавляться от внутренних страхов, позволяет снять эмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. Например, в семейном творческом проекте «Мой веселый звонкий мяч» используются подвижные игры с мячом: «Попади в обруч», «Волшебные воротики», «Собери мячи».
• Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Это технология лежит в основе каждого проекта.
• Технология исследовательской деятельности – это методика исследования с помощью экспериментирования, коллекционирования, путешествия по «реке времени» и т.д. Например, в проекте «Птица семейного счастья» мы используем историю возникновения притчи о птице счастья. А в проекте «Мой веселый звонкий мяч» рассказываем историю возникновения мяча.
• Информационно – коммуникационные технологии – это технологии, в которых используются мультимедийные презентации, информационно –обучающие компьютерные и тестирующие программы. Например, в каждом проекте мы используем презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности у родителей.
Реализация проектов проходит в три этапа.
Основные этапы Сроки Основное содержание работы
Подготовительный сентябрь – ноябрь 1. Создание рабочей группы – участников экспериментальной деятельности (проекта).
2. Изучение и анализ литературы (подбор сказок, информации по теме, песен, стихотворений с детьми и родителями).
3. Анализ внутрисемейных отношений (анкетирование, тестирование, наблюдения).
4. Обучающий семинар для воспитателей по подготовке к проекту.
5. Сбор соответствующего материала для проведения проекта.
Основной Декабрь — апрель Проведение совместной познавательно- досуговой деятельности
Заключительный май Анализ созданного художественного произведения; интервьюирование.
Сроки реализации каждого проекта: 9 месяцев.
Механизмы реализации:
1. Подготовительная часть:
В начале проектной деятельности я, как психолог и руководитель проекта формирую команду из специалистов: педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре (для проекта «Мой веселый звонкий мяч»), музыкального руководителя и конечно, воспитателей группы. Мы определяем форму проведения проекта, обязанности каждого специалиста.
С помощью анкет и тестов определяется характер отношений каждой семьи: степень принятия ребенка, стиль воспитания, индивидуальные особенности и т.д.
Закупка художественных материалов (гуашь, акварель, ватман, кисточки, карандаши, клей и т.д.) производится согласно выбранному виду проекта и его целям.
После этого мы определяем какое помещение подойдет для данного проекта: это может быть физкультурный зал, музыкальный зал, групповое помещение, а может быть и веранда для прогулок.
Родителей мы заранее знакомим с проектом и даем задание. Это может быть разучивание стихотворения или песни по теме, сделать поделку (для проекта «Мой веселый звонкий мяч» необходимо из различного материала сделать мяч) и т.п.
2. Проведение познавательно- досуговой деятельности
В начале занятия дети рассказывают стихи, поют песни. Я, как ведущая проекта, объясняю взрослым и детям, в чем будет заключаться их творческая задача. Педагог по ИЗО знакомит с художественными материалами, которые будут необходимы при выполнении задания.
Мы, педагоги, призваны вселить уверенность в любого человека, ребенка или взрослого, помочь ему понять суть задания, преодолеть технические трудности с художественными материалами, поднять самооценку, развеять страх и робость по поводу убеждения: «Я не умею (не хочу, не буду, боюсь) это делать!». Результатом работы является создание художественного произведения – большого панно, изготовленного силами одной или нескольких семей. Это может быть макет – плод сугубо личных действий одного человека.
После завершения проекта законченными работами мы украшаем интерьер своей группы или детского сада. Результат проекта «Птица семейного счастья» становится украшением дома каждой семьи.
3. В конце проекта происходит обсуждение работы и подведение ее итогов специалистами — педагогом – психологом, педагогами, сопровождающими акцию. Наши выводы основаны на наблюдениях за участниками программы, анализе созданных ими образов и выполненных рисунков, ответов на вопросы анкет, бесед с детьми и родителями. Ведь главное в этой программе – не качество художественной работы, а личный взгляд, собственная мысль, идея участника по поводу конкретной темы.
4. В результате сравнительного анализа, который был направлен на изучение родительского отношения к детям с целью определить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка; его поступков можно увидеть как возрос уровень благоприятной обстановки в семье и эмоционального благополучия ребенка. В результате проведения в течение семи лет проектной деятельности, снизился уровень эмоциональной незащищенности, тревожности, чувства неполноценности, конфликтности в семейных ситуациях. О чем свидетельствуют результаты диагностики:
Результаты:
Анкетирование родителей в 2005 – 2006 учебном году.
Анкетирование родителей в 2011 – 2012 учебном году.
Выводы:
Результативность проектного метода:
Практика использования в работе технологий семейного художественно – творческого проекта в системе работы показала:
• Формирование педагогической культуры родителей необходимо и возможно при условии оптимального использования форм и методов взаимодействия с ними.
• Дифференцированные методы взаимодействия позволяют повысить уровень психолого- педагогической компетентности и педагогической культуры родителей. В начале опыта: низкий уровень имели – 10% родителей, средний – 65%, высокий – 25%. На данный момент низкого уровня не выявил никто, средний составил – 60%, высокий – 40%.
Таким образом, диагностические результаты показывают, что работа дает положительную динамику. Следовательно – эффективна.
• Проектная деятельность, а именно, семейные художественно – творческие проекты, способствуют к единению родителей и детей, делает участие в программе чрезвычайно увлекательным и интересным для детей и взрослых. Любой может проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей. Самое главное, что реализуется главное человеческое стремление – быть услышанным и понятым. Участвуя в таких акциях, дети, родители, педагоги получают импульс к развитию своих способностей, а также эмоциональную и духовную поддержку.
Рекомендации:
Семейные художественно – творческие проекты могут проходить как отдельно взятом детском саду или школе, так и разворачиваться на большом пространстве, реализовываться в парке, в музее, на праздниках и фестивалях, в специальных местах досуга.
Занятия могут носить разовый характер или выстраиваться в серию проектов, где участвуют одни и те же семьи.
После завершения проекта законченными работами можно украсить интерьер своего дома или стены образовательного учреждения, улицу или витрину магазина, парки города.
Мы, специалисты, будем продолжать развивать данную направленность в проектной деятельности!!!
Программа самообразования:
1. Изучение методической и психолого – педагогической литературы:
• О.В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», Москва 2004 год.
• Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду», Москва 2008 год.
• И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», Санкт – Петербург 2006 год.
• М.Г. Дрезнина, О.А. Куренина «Навстречу друг другу» (Программа совместной художественно- творческой деятельности педагогов, родителей и детей), Москва 2007 год.
2. Работа с интернет – ресурсами.
3. Посещение РМО для обогащения опытом работы.
4. Выступление на педсоветах, семинарах, проведение консультаций для коллег, мастер – классов. -
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.
Последние ответы
Последние темы
Искать в форумах