ЧТОБЫ СЕРДЦЕ ЖИЛО В ХРАМЕ

В этой теме 0 ответов, 0 участников, последнее обновление  Ярославна2304 11 года/лет назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщение
  • #28650

    Ярославна2304
    Участник

    В день, когда мы воспоминаем Введение во храм Пресвятой Богородицы, как никогда, наверное, уместно будет вспомнить и о том, [i]какое место занимает (точнее — должен занимать) храм в жизни каждого православного христианина. Место это — центральное[/i].
    [i][/i]
    Естественно, что обстоятельства жизни, загруженность на работе, домашние дела, житейские неурядицы, телесные немощи, наконец, оставляют человеку гораздо меньше времени для того, чтобы быть в храме, меньше, чем он бы того хотел. Но именно это и важно — чтобы хотел. Чтобы сердце его туда стремилось, как в истории про одну старенькую бабушку, которую мне как-то довелось слышать. Она, бабушка эта, неизменно приходила на службу раньше всех, задолго до ее начала и сидела на скамеечке, покоя свои изуродованные болезнью ноги и положив рядом костыли. И как-то священник, видевший это день за днем, не удержался и спросил ее:
    [i][/i]
    — Как же ты приходишь сюда так часто и так рано, с такими-то ногами?!
    [i][/i]
    — Что ноги… — ответила бабушка,— раньше них сюда приходит мое сердце.
    [i][/i]
    Нет на земле другого такого места, как храм. «Господня земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1), и везде Господь, и где бы ни находился человек, призывающий Его, Он его слышит. Потому что всегда «близ всех призывающих Его во истине» (Пс. 144, 18 ). Но храм — область особого Божественного присутствия. Место, куда мы собираемся на молитву, где совершаются Таинства, где мы ощущаем себя — таких разных — частицами, клеточками Единого Тела. Место, куда мы приносим тяжесть своих грехов и откуда уходим — с легкой душой и радостью на сердце. Где причащаемся Плоти и Крови Христа и чувствуем, что мы действительно Христовы.
    [i][/i]
    Здесь встречаются дольний (в нашем лице) и горний миры. Здесь невидимо внимают службе и сами молятся о нас ангельские силы. Здесь святые, к которым обращаемся в молитвах мы, чья память совершается в этот день. Здесь — Царство Божие на земле. Его свет, его отблеск, его предчувствие…
    [i][/i]
    И поэтому блажен тот, для кого храм, дом Божий, стал и его домом. Ему будет там хорошо.
    [i][/i]
    Вот только как к этому на самом деле прийти? Ведь может быть и иначе. Есть, например, у нас близкие друзья, у которых мы любим гостить, чьи двери для нас всегда открыты, но их жилище не становится нашим. Мы просто сидим у них, наслаждаемся царящей там атмосферой, а потом возвращаемся восвояси, унося теплую, добрую память. И все.
    [i][/i]
    Но так же происходит зачастую и с храмом! Человек идет в храм, когда «надо» быть на службе, когда хочет приступить к святым Христовым Тайнам, идет, когда ему плохо. А потом отбывает в свою «обычную», повседневную жизнь и ею живет, оставив храм «где-то там» — на задворках, в закоулках своей памяти.
    [i][/i]
    И порой, придя на службу какое-то время спустя, он с удивлением замечает, что что-то изменилось: установлены леса, а на них иконописцы, расписывающие своды. Или леса на улице, потому что меняется кровля. Или настоятеля прежнего нет, а вместо него другой. И все это воспринимается как что-то такое, что «там», «у них». А если и говорит человек «у нас» или «наш храм», то, к сожалению, слова эти не всегда бывают наполнены реальным содержанием.
    [i][/i]
    А мне кажется — обязательно должны быть наполнены, иначе что-то ходульное, неверное во всем этом есть. И вот в этом отношении несколько советов, простых, но на самом деле важных.
    [i][/i]
    Начать, полагаю, надо с того, что храм свой обязательно нужно знать. Знать, когда и кем он построен, какова — хотя бы вкратце — история его. Какие в нем есть святыни, кто на какой иконе изображен. Знать расписание богослужений в нем и какие-то присущие ему уставные особенности, если они есть (скажем, регулярное пение акафиста или служение соборно молебна святому, которому храм посвящен, после воскресной службы).
    [i][/i]
    Знать, сперва хотя бы поименно, а потом и просто, лично служащих в храме священников, диаконов. Знать продавцов за свечным ящиком, к которым раз за разом подходишь за свечами или со своими записками. Знать уборщиц, чей труд и чья забота — убирать грязь, которую мы приносим с улицы, чтобы она не наносила ущерба той красоте, что должна здесь царить.
    [i][/i]
    Знать и людей, с которыми мы тут вместе молимся, чьи локти и плечи порой толкают нас, мешают нам, но так часто и помогают, поддерживают.
    [i][/i]
    Если мы обогащаемся всеми вышеперечисленными знаниями, то можем быть уверены: мы не те, кого часто жалостливо-пренебрежительно именуют «захожанами», мы самые настоящие прихожане. Мы не просто «заходим», мы живем жизнью своего храма, своего прихода.
    [i][/i]
    Хотя, для того, чтобы ощущение это было до конца верным, недостает, пожалуй, еще одного: участия в этой жизни не только молитвой, не только фактом своего присутствия, но и делами. Какими? Да самыми разными. Мы ведь видим порой, как свечи прогорают в подсвечниках до конца, а их потом так трудно выковыривать оттуда! Но можно не смотреть на это лишь, а попросить у настоятеля благословения за подсвечниками во время службы «следить», то есть вынимать уже практически сгоревшие свечи и опускать их аккуратно в специальный ящичек. Или, понимая, как трудно тем же уборщицам справляться со своей работой в слякоть, попроситься к ним в помощники/помощницы и оставаться хоть иногда помыть полы да поносить ведра с водой.
    [i][/i]
    Еще можно принять участие в расчистке от строительного мусора храмового двора. Или в чистке картошки в трапезной. Или в стирке полотенец для алтаря. Или в шитье крестильных сорочек.
    [i][/i]
    Можно быть чуть внимательней к другим прихожанам, ровно настолько, насколько необходимо, чтобы замечать, когда в помощи нуждаются они — словом, советом, делом, чем бы то ни было.
    [i][/i]
    И много чего еще можно.
    [i][/i]
    А главное, все это — то, что «можно», — крайне нужно. Конечно, что бы мы ни делали, чем бы ни жертвовали, получаем мы в храме куда больше, чем отдаем. Но ведь «блаженнее давать, нежели брать» (Деян. 20, 35), значит, надо давать хоть что-то, иначе блаженства нам сего не видать. Пусть времени, сил, ревности как таковой у нас и немного, пусть все это для нас буквально на вес золота, сокровищу равноценно. Но надо приносить это в храм и там оставлять, потому что помним же: «Где будет сокровище ваше…» (Мф. 6, 21). А это так важно — чтобы наше сердце было не где-то, а именно здесь. Тут оно сохранится от всего, что способно его погубить — остудить, заставить ожесточиться, сделать пустым и бесплодным. Тут оно будет по-настоящему жить. И никогда не умрет…
    [i][/i]
    Игумен Нектарий (Морозов)
    http://www.pravoslavie.ru/put/66425.htm

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.