Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Время прочтения: 6 минут

Содержание:
Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Примеры пальчиковых игр

Что такое пальчиковая гимнастика и чем она полезна

«Сорока-белобока», «Ладушки», складывание домиков из пальцев — кажется, это лишь веселые забавы. Однако движения рук развивают важные навыки и способности: речь, память, внимание, воображение. Расскажем, что такое пальчиковая гимнастика для детей, какова ее цель, какие игры бывают.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Детские развлечения с пальчиками появились во времена Древней Руси, когда славяне поклонялись солнцу, верили в духов1. «Сорока-белобока» или «Сорока-ворона» была заговором для новорожденных от злых чар2. Как и на Руси, в культурах других народов тоже были игры на мелкую моторику. В Китае, например, малышей развлекали шариками из камня или металла, а в Японии — орехами3. На основе таких игр разработали гимнастику для пальчиков для детей. В чем ее суть?

Проговаривая присказку о сороке, взрослый поглаживает ладонь, сгибает мизинчик, безымянный, средний, указательный пальцы, зажимает большой. Такие действия стимулируют мозговую активность4. Игра интересна, содержательна, захватывает внимание малышей, дает приятное общение с мамой, папой или бабушкой.

Интересный факт

Известный педагог Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал, что истоки способностей детей — на кончиках их пальцев. Чем изобретательнее движения с пальцами во время такой гимнастики, тем внимательнее, наблюдательнее ребенок в дальнейшей жизни.

Игры руками эмоционально приятны. Они помогают расположить малыша к себе. Ребенок, играя, подражает взрослому, учится слушать, понимать смысл слов, концентрировать внимание. У него развивается двигательная память, мелкая моторика рук5.

Простую, не требующую подготовки гимнастику, пальчиковые игры, потешки применяют в логопедии. Они стимулируют речевые центры головного мозга, поэтому ребенок быстрее учится говорить, правильно произносить звуки.

«Доказано, что зона коры головного мозга, которая отвечает за движение кистей, расположена возле речевой. Загибая, разгибая пальчики, поглаживая ладошки, выполняя простые упражнения, мы влияем на развитие артикуляционного аппарата. Поэтому для формирования речевой функции так важны тонкие движения пальцев рук».

Анна Николаевна Пыханцева, врач-неонатолог, педиатр, семейный доктор

Цели пальчиковой гимнастики:

  • стимулировать речевое развитие;
  • улучшить артикуляционную моторику;
  • повысить концентрацию внимания;
  • корректировать нарушения речи;
  • развить память, воображение, гибкость кистей;
  • улучшить координацию движений, укрепить мышцы, подготовить их к письму;
  • повысить чувствительность пальцев, развить сенсорное восприятие формы, фактуры, температуры;
  • снять мышечное, эмоциональное напряжение;
  • улучшить межполушарные связи головного мозга.

Чтобы достичь последней цели, попробуйте нейрогимнастику — комплекс упражнений, куда входят асимметричные, ритмически сложные или непривычные движения обеих рук, пальцев6. Занятия проводят среди детей с особенностями развития, ребятами, желающими обучиться скорочтению, улучшить память, повысить скорость мышления, умственную активность, школьную успеваемость7. Сделайте «Колечки» — популярную зарядку для пальчиков для детей из нейрогимнастики. Предложите ребенку сложить колечко между большим пальцем и указательным, затем средним, безымянным, мизинцем на правой руке. А на левой — в обратном порядке.

«Пальчиковая гимнастика не только развивает моторику, но и помогает улучшить память. Исследования показывают, что пальцевые упражнения активизируют мозговую деятельность, они эффективны при работе с детьми и взрослыми».

Анна Николаевна Пыханцева, врач-неонатолог, педиатр, семейный доктор

Примеры пальчиковых игр

Устраивайте гимнастику для рук и пальцев для детей любого возраста. Начинайте с двух месяцев, чтобы кроха расслаблял кулачки. Кладите свой палец на ладошку младенцу, приближайте свое лицо к нему, стимулируя желание потрогать вас за нос, открывайте ладошку малыша, проводите ею по разным поверхностям: тканям, игрушкам, гладким, шершавым изделиям8.

С шести месяцев растирайте, поглаживайте пальчики, приговаривая забавные стишки:

Вот он, пальчик наш большой, самый сильный и смешной.

Вот дружочек безымянный. Он совсем не деревянный.

Этот пальчик — средний, ни первый, ни последний.

Этот — указательный, ух какой внимательный.

Мизинец сидит у края, тебя я забодаю.

С года до трех предлагайте детям повторять движения за вами. Длительность занятий от одной до пяти минут. Помните, что речь ребенка улучшается, когда движения становятся точными9. Подбирайте посильные упражнения по принципу «от простого к сложному».

Например:

  • «Дудочка». Имитируйте игру на инструменте, приговаривая: «Ай ду-ду, ай ду-ду, он играет во трубу».
  • «Жук». Соедините большой, средний, безымянный пальцы, а указательный и мизинец отведите по сторонам. Попробуйте показать, как шевелятся усы, приговаривая: «Над поляною кружу, громче всех жуков жужжу».

В возрасте четырех-пяти лет дети охотно запоминают, повторяют стишки, поэтому выбирайте упражнения с длинными потешками. Устройте театр теней, покажите, как сделать птичку, собачку, зайца, фигуры из одной или двух рук.

Для пяти-шести лет подойдет пальчиковый твистер. С его помощью разрабатывают суставы, растягивают сухожилия, укрепляют мышцы, подготавливая руку к письму.

Список литературы:

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 139 / Сайт родителей Мариуполя. https://little.com.ru/media/files/1460702288-526.pdf (дата обращения 28.01.2025, режим доступа — свободный).
  2. Коршунов В. А. Сорока и дети / Язык и образы фольклора. https://www.booksite.ru/folk/data/soroka.pdf (дата обращения 28.01.2025, режим доступа — свободный).
  3. Лукьянова О. Л. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста / Современные проблемы науки и образования. https://science-education.ru/ru/article/view?id=29157 (дата обращения 28.01.2025, режим доступа — свободный).
  4. Архипова Е. Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? / Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-chego-nuzhna-paltsevayagimnastika-rebenku (дата обращения 29.01.2025, режим доступа — свободный).
  5. Шацкова Е. Н. Исследовательский проект по литературе «Потешки. Времен связующая нить» / Мультиурок. https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skii-proiekt-po-litieraturie-poties.html (дата обращения 29.01.2025, режим доступа — свободный).
  6. Суранова Т. А., Поскотинова М. А., Журавлев А. В. Нейрогимнастика как средство повышения успеваемости в школе / Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/neyrogimnasika-kak-sredstvo-povysheniya-uspevaemosti-v-shkole (дата обращения 30.01.2025, режим доступа — свободный).
  7. Педяш Н. А. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна? / Сайт психологов №1. https://www.b17.ru/article/117813/ (дата обращения 29.01.2025, режим доступа — свободный).
  8. Волковская Е. А. Роль пальчиковых игр для речевого развития детей / Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-palchikovyh-igr-dlya-rechevogo-razvitiya-detey (дата обращения 29.01.2025, режим доступа — свободный).
  9. 2 months old: fine motor skill development, Sonya Côté / Naitre et Grandir. https://naitreetgrandir.com/en/step/0-12-months/development/2-months/baby-fine-motor-skill-development-2-months (дата обращения 30.01.2025, режим доступа — свободный).

Автор: Бондаренко Ю.

Дата публикации: 08.03.2025

Поделиться
Класс

1-3 года

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться