Монтессори-материалы: Коричневая лестница
Еще 14 статей на тему: Методика Монтессори: помоги мне сделать это самому
Мария Монтессори Методика Марии Монтессори Обучение чтению: методика Марии Монтессори Монтессори на дому: 30 способов занять ребенка Монтессори-материалы Метод Монтессори: «Шнуровки» Монтессори-материалы: Блоки цилиндров Монтессори-материалы: Красные штанги Монтессори-материалы: Математические штанги Монтессори-материалы: Рамки с застежками Монтессори-материалы: Розовая башня Монтессори-сад Метод Монтессори на планшете: плюсы и минусы Почему система Монтессори популярна во всем мире?Монтессори-материалы: Коричневая лестница
К трем годам у детей формируются понятия «толстый» и «тонкий», а также сравнительные категории «толще» и «тоньше», «самый толстый», «самый тонкий». Упражнение «Коричневая лестница» служит для закрепления этих понятий и развития сенсорики: она учит ребенка определять, как похожие предметы различаются по объему. Помимо основной своей цели, это упражнение способствует развитию внимания, моторики, координации движений и навыков упорядочивания. Пособие состоит из десяти 20-сантиметровых дубовых неокрашенных брусков шириной от одного до десяти сантиметров.
Чем можно заменить деревянные призмы «Коричневой лестницы»?
Не стоит заменять материалы Монтессори предметами, только похожими на них, но имеющими другое предназначение – это может снизить наглядность. Впрочем, некоторые родители все же применяют разные «подножные материалы». Например, в самом начале обучения используют не 10 элементов, а 3 или 4. Можно взять несколько разных по толщине книжек (первая – самая тонкая, следующая – в два раза толще, третья – в три) или коробки от CD или видеокассет, скрепленные скотчем — одна, две, три, четыре так далее. Здесь крайне важно полное соответствие между собой элементов пособия – по размеру, фактуре, качеству.
Как можно усложнить упражнения с использованием «Коричневой лестницы»?
Есть множество упражнений, которые можно придумать со ступеньками «Коричневой лестницы», когда ребенок хорошо усвоил основные понятия и легко справляется с базовым заданием. Например, можно собрать две лестницы, используя для каждой половину брусков – но не подряд, а «через один»; или даже три, с интервалом в два бруска. Можно построить лестницу, не укладывая бруски горизонтально на ковер, а устанавливая их вертикально. Можно незаметно убрать одну из «ступенек» – чтобы ребенок мог найти несоответствие, и так далее.
Как знакомить ребенка с пособием?
Для начала темно-коричневые деревянные бруски выкладывают в беспорядке на светлый ковер, контрастирующий с ними. Взрослый берет самый толстый брусок и кладет его перед ребенком таким образом, чтобы осталось место для следующих. Затем берется следующая деталь, на сантиметр тоньше, и кладется впереди первой, вплотную к ней. Вслед за ней — еще более тонкая, и, таким образом, выкладываются все детали. Уложенные на коврике по убыванию, эти бруски представляют собой подобие лестницы. Ребенок, проводя по ним рукой, определяет различие по толщине, и замечает закономерности изменения высоты «ступенек». После этого, малыш разбирает лестницу по одной детали, обхватывая каждую двумя руками (это очень важно для осязательного восприятия различия их толщины). Затем собирает лестницу снова, но уже самостоятельно. Если какой-либо элемент уложен не на свое место, малыш сам легко замечает ошибку и исправляет ее.
С какого возраста ребенок может использовать это пособие?
«Коричневая лестница» подходит детям от трех, и даже от двух с половиной лет – в этом возрасте ребенок уже очень восприимчив к усвоению новой информации. Так что это вполне благоприятный период для начала обучения малыша и развития у него аналитических навыков.